КОЛОРАТУРА(итал. coloratura - украшение, от лат. colorare - украшать)
- подвижные, виртуозные пассажи и мелизмы в вок. партии. Истоки К. восходят
к ср.-век. практике димину-ции - дробления осн. звуков мелодии на несколько
более коротких длительностей, а также колорирования - орнаментального распева
осн. звуков. К. расцвела в ариях для любого вок. тембра в итал. опере 17-19
вв. и, располагаясь в конце к.-л. раздела, представляла собой множество
трелей, пассажей широкого диапазона, больших скачков, изысканно варьировавших
прозвучавшую мелодию. Певцы, стремясь продемонстрировать блестящую технику,
дополняли выписанные композитором К. собственными, что порой нарушало драматургическую
функцию арии. Разновидность К. - фиоритура - относится к приемам мелодич.
фигурации и состоит из чередований аккордовых звуков с соседними неаккордовыми.
В операх и дивертисментах К. применяли С. И. Давыдов («Русалка»), К. А.
Кавос («Ополчение, или Любовь к Отечеству»), М. И. Глинка («Жизнь за царя»,
«Руслан и Людмила»), Н.А. Римский-Корсаков («Сказка о царе Салтане», «Золотой
петушок»). Уникален Концерт для голоса с оркестром Р. М. Глиэра, в значительной
мере построенный на колоратурах. В вок. иск-ве способность легко преодолевать
виртуозные трудности исполнения К. наз. «колоратурным голосом». Им обладали
А. В. Нежданова, В. В. Барсова, Е. К. Катульскаяидр.