РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
К. включает находку (покупку) предмета, его изучение с историч. (технич.) стороны, атрибутирование, накопление однородных предметов, их систематизацию. В Европе К. появилось в эпоху Др. Рима, когда предметами К. становились рукописи, произв. иск-ва и вооружение. Подобное отношение к К. сохранилось и в средневековье, когда большое внимание уделялось также собиранию священных реликвий. Систематич. К. появилось в эпоху Ренессанса, когда были заложены основы коллекций Ватикана и европ. королевских дворов.
В России первые коллекции появились в монастырях и при дворе Московских царей. Петр I создал первую в России коллекцию, доступную для осмотра, и построил для нее специальное здание Кунсткамеры. И в дальнейшем коллекции имп. двора становились основой крупных нац. музейных собраний и библиотек: «Эрмитаж» Екатерины II и купленные ею библиотеки положили начало Публичной библиотеке; коллекции «Арсенала», собранные Николаем I, вошли в Артиллерийский историч. музей; собрание «Музея» Александра III в его собств. Аничковом дворце стало основой «Русского музея» и т. д.
С 18 в. в России появляются и первые крупные частные коллекции, впоследствии легшие в основу музейных: И. И. Шувалова, собранная для АХ; Н. П. Румянцева, легшая в основу Рос. гос. библиотеки (им. Ленина) и музея им. Пушкина (Румянцевского). Славятся минеральная коллекция Строгановых, ботанич. - П. А. Демидова, античные - Н. Ф. Хитрово и Лавалей, собрание рукописей А. И. Мусина-Пушкина и др. Часть коллекций того времени (напр., О. Монферрана) формировалась со спекулятивной целью. С 18 в. педагоги стали поощрять хаотическое собирательство, свойственное многим детям, и направлять его в русло научной систематизации. Учащиеся собирали гербарии, коллекции минералов, монет и т.д. Иногда это К. становилось началом серьезной профессиональной деятельности; примером служит энтомология, коллекция В. В. Набокова
С сер. 19 в. ряды коллекционеров расширяются за счет просвещенного купечества, нек-рые (напр., П.М. и С.М. Третьяковы или псковский купец Ф.М. Плюшкин и др.), основывают частные галереи и музеи. В отечеств. истории такие фамилии, как А. А. Бахрушин, П. И. Щукин, станут неотделимы от названий музеев. Иногда после смерти собирателя его коллекции оказывались в музейных собраниях: коллекция гр. Н. А. Кушелева-Безбородко, завещанная им АХ (ныне экспонируется в Эрмитаже), коллекция средневекового искусства А.П. Базилевского. Собрания первых частных коллекционеров рус. иконописи - Н.П. Лихачева, П.М. Третьякова, И.С. Остроухова - явились основой отделов др.-рус. иск-ва Русского музея и Третьяковской галереи. Богатые коллекции икон были собраны старообрядческими общинами Рогожского и Преображенского кладбищ: Г. Прянишниковым, Рахмановыми, Рябушинскими, Солдатенковыми, Постниковыми и др. Первыми специалистами рус. декоративно-прикладного иск-ва также стали частные коллекционеры. Лучшими из коллекций старого рус. «елизаветинского» фарфора были собрания вел. кн. Николая Николаевича (мл.), кн. В. Н. Аргутинского-Долгорукова в Петербурге и А.В. Морозова и Н.И. Тютчева в Москве, а среди собирателей рус. хрусталя - писатель Д.В. Григорович, кн. А.С. Долгоруков, З.П. Хитрово. Коллекция старинной рус. мебели украшала особняк В.О. Гиршмана в Москве; в семье Тютчевых в Петербурге хранилась елизаветинская мебель, выполненная рус. мастерами. Одной из излюбленных отраслей К. было собирательство рус. иллюстрир. изданий; в старых изданиях особенно ценились описания празднеств, фейерверков, увеселительных прогулок, частных усадеб, парков, дворцов, редкие масонские книги, издававшиеся единичными экземплярами в кон. 18 в., описания коронаций имп. Елизаветы и Екатерины II. Обладателями прекрасных коллекций рукописей и рус. старопечатных книг были: А.И. Кастенин, С.Т. Большаков, Д.В. Пискарев, И.Л. и Д.И. Силины, И.Н. Царский и мн. др. Библиофилы часто не раскрывали своих имен, и коллекции появлялись в продаже уже после их смерти. Также и многие коллекции, собранные в частных домах, оказывались проданными, разрозненными после смерти составителей. Особенно большой урон был нанесен историч. коллекциям в 1920-х гг., когда они частично продавались, разделялись и исчезали. Это относится не только к домашним музеям Шереметевых, Строгановых, Юсуповых ими. др. дворянских фамилий, но и к открытым музеям: С. И. и П. И. Щукиных, бар. Штиглица и т.д.
В сов. время частное К. не поощрялось, напротив, коллекционеры постоянно находились под пристальным вниманием милиции и КГБ, изучавшим доходы этих лиц; напр., Г. Д. Костаки, И.И. Бондаренко преследовались уголовно и политически. Об-ва коллекционеров начали создаваться только в 1970-х гг., с этого времени для выставок частных коллекций предоставляли такие крупные залы, как Музей этнографии, Манеж в Ленинграде или музеи им. Пушкина и Андрея Рублева в Москве. К крупнейшим частным коллекциям сов. периода следует отнести собрания И. С. Зильберштейна, Т. А. Голод, А. Ф. Чудновского, А. Я. Абрамян, И. М. Эзраха, С. А. Шустера, коллекцию каслинского литья И. М. Пешковой в Екатеринбурге и т. д. Личные коллекции по завещанию владельцев нередко передавались гос-ву. Основным условием завещания, как правило, являлось желание ознакомить с собранием широкую публику. Музей В. А. Тропинина и художников его времени в Москве родился из частного собрания Ф. Е. Вишневского. Из крупных зарубежных коллекций рус. иск-ва и к-ры необходимо отметить собрание С. П. Дягилева (частично вернувшееся на родину в 1980-х гг.), архив бар. Э. Фальц-Фейна и худож. коллекцию кн. Лобановых-Ростовских, экспонировавшуюся в Москве и Ленинграде в 1988. В 1993 на базе Музея изобразит. иск-в им. Пушкина открыт Музей личных коллекций, в основу к-рого положена коллекция И. С. Зильберштейна. Единств. полную постоянную выставку монет (С.-Петербург, с 1999), отчеканенных на территории России, также составили экспонаты частных коллекций.