РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

КОЛЬЦО

КОЛЬЦО

КОЛЬЦО КОЛЬЦО - украшение, надеваемое на палец (др. назв. - «перстень» от «перст»), его осн. ритуальная функция - свадебная: во время церк. венчания (см.) брачующиеся обмениваются К. В европ. традиции (а отсюда - рус. городской) кольцо дарит невесте жених при помолвке, обручении; в фольклорной традиции такого правила нет (назв. «обручальное К.» вместо ожидаемого «венчального» либо имеет городское происхождение, либо какой-то др. смысл). В городской традиции ношение К. выступает как знак брачного состояния (спец. правила ношения К. для женатых/замужних и вдовцов/вдов), в крестьян. традиции это было бы избыточно, т.к. в одежде и так много знаков брачного состояния чел. К. носят (вне обряда венчания) только как украшения, весьма редко. «Колечко» служит типичным подарком при ухаживании, но без ритуальных функций (скорее эту роль играют платки). Обмен К. - обряд чисто церк., но отражающий весьма архаич. глубинные значения и потому очень естественно входящий в смысловой контекст фольклорной свадьбы. К. в силу его «близости» к чел. является как бы «неотторжимой» ч. владельца, теснейшим образом связанной с его индивидуальностью и воплощающей ее: ср. традицию именных перстней, перстней с личной печатью, перстней как знаков светской или дух. власти (т.е. наделяющих ею индивида, к-рый их носит). Передача перстня становится знаком вверения получателю каких-то полномочий, присущих личности дающего (или его должности, если перстень связан с ней) или же знаком личной милости.

В рус. ритуальной традиции К. как знак личности выступает в святочных гаданиях. К. девушек - участниц гадания кладутся под блюдо, затем вытягиваются - как жребии под пение песен-предсказаний («кому вынется, тому сбудется»). Т. о. обмен К. - это обмен знаками (и тем самым сущностями) самих личностей врачующихся. С др. стороны, в эрот. загадках и нек-рых др. текстах К. на пальце осмысляется как образ соития (вероятно, уже вторично к брачной символике К.).

В высшей степени показательно, что оба осн. ритуальных предмета в свадьбе - венец и К. - имеют форму круга, воплощающего идеи единства, бесконечности и законченности. Круг также характерный образ границы, отделяющей свое, обжитое пространство, от чужого, враждебного (противопоставление для свадьбы очень важное), ср. магич. круг, к-рым «отчерчивают» себя от нечистой силы. Эта функция круга воплощается и моделируется хороводом, к-рый у южных славян называется коло. Само назв. К. подчеркивает именно его круглую форму (ср. коло, колесо).