РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

КЛЮЕВ Ник. Ал.

КЛЮЕВ Ник. Ал.

КЛЮЕВ Ник. Ал. КЛЮЕВ Ник. Ал. (1884-1937) - поэт. Родом из крестьян Вытегорского у. Олонецкой губ. В 1893 - 95 учился в церк.-приходской школе, а затем в 2-классном уч-ще г. Вытегры. К. был глубоко религиозен. В юности жил в Соловецком мон. послушником. Скитался по России, был связан с сектантами. Первая публикация стих. относится к 1904. На события 1905 откликнулся свободолюбивыми стих., принял участие в пропаганд, работе среди крестьян Вытегорского у.; в 1906 ок. 6 мес. провел в заключении. В 1907 К. завязывает знакомства в столичной лит. среде: Л.Семенов, В. Миролюбов, А.Блок принимают участие в публикации его стих. Переписка с Блоком, начавшаяся с письма К. (осень 1907), имела большое значение для обоих поэтов. Блок воспринял К. как «посланца от народа», его мысли о пропасти, разделяющей народ и интеллигенцию, отразились в ст. Блока этого времени. Ранняя поэзия К. находилась под влиянием Блока, к-рому он посвятил свою первую кн. «Сосен перезвон» (1912). В 1910-х гг. К. приобрел славу в лит. среде. В связи с обозначившимся «неонароднич.» тенденциями, с интересом к фольклору, к сектантству, творчество К. воспринималось как голос нар. стихии. В сб. «Братские песни» (1912) и «Лесные были» (1913) поэзия К. приобретает самобыт. звучание, она отмечена напряженностью религ. переживаний; мн. стихи являются обработками нар. песен, дух. стихов, насыщены архаич. лексикой, диалектизмами. В это время широк круг лит. притяжений К.: чл. секты «голгофских христиан» видели в нем своего певца; намечается нек-рое сближение с акмеистами (1912 - 13); затем К. входит в круг «новокрестьян. поэтов» (1914-15), среди к-рых вскоре занимает ведущее положение. В 1915 завязалась дружба К. и С.Есенина, к-рый всегда считал К. своим учителем, несмотря на осложнившиеся со временем отношения между ними. В 1916 вышел сб. «Мирские думы», явившийся откликом К. на войну; патриотич. пафос сочетался здесь с картинами опустевших деревень, с плачами по погибшим. В это время К. вступил в период расцвета своего дарования. В 1916 написал неск. стих., позднее вошедших в одну из лучших его кн. «Избяные песни» (1920). Встих. К. рев. лет углубляется противопоставление Запада и Востока, г. и дер., культуры и природы, их усложн. символика насыщена реалиями крест. быта и др. обрядов. Рев-ция была воспета К. в риторически приподнятых стих.: кн. «Медныйкит» (1919), «Песнь Солнценосца» (1920), «Ленин» (1923). Однако религ. мотивы, мечты о рев-ции Духа, неортодокс. смысл этой поэзии вызвали насторож. отношение к ней со стороны критиков Пролеткульта. В 1919 вышел итоговый сб. «Песнослов» (кн. 1-2), включивший осн. циклы стихов 1905 - 18. Оптимизм 1917 -19 сменяется трагич. предчувствиями, подкрепляемыми непростыми обст-вами жизни К. В сб. «Львиный хлеб» (1922) развертываются образы горящей, гибнущей России. В 20-е гг. К. обращается к эпич. жанру, создает поэмы «Четвертый Рим» (1921), «Мать-Суббота» (1922), «Плач о Сергее Есенине» (1926), «Заозерье» (1927), «Деревня» (1927). Гибель «избяного рая», ст. России - осн. мотивы поэзии К. 20-30-х гг. В 1928 К. закончил поэму «Погорельщина», ставшую вершиной его творчества, и выпустил посл. прижизн. сб. «Изба и поле». С 1929 К. подвергался преследованиям со стороны критики и властей, существовал благодаря поддержке друзей (Н.Обуховой, А.Неждановой, А.Садомова и др.). В февр. 1934 К. был арестован, в 1937 расстрелян.

КЛЮЕВ Ник. Ал.

Н. А. Клюев. Худ. А. Н. Яр-Кравченко. 1931