КЛЮЕВ Ник. Ал. (1884-1937) - поэт. Родом из крестьян Вытегорского
у. Олонецкой губ. В 1893 - 95 учился в церк.-приходской школе, а затем
в 2-классном уч-ще г. Вытегры. К. был глубоко религиозен. В юности жил
в Соловецком мон. послушником. Скитался по России, был связан с сектантами.
Первая публикация стих. относится к 1904. На события 1905 откликнулся свободолюбивыми
стих., принял участие в пропаганд, работе среди крестьян Вытегорского у.;
в 1906 ок. 6 мес. провел в заключении. В 1907 К. завязывает знакомства
в столичной лит. среде: Л.Семенов, В. Миролюбов, А.Блок принимают участие
в публикации его стих. Переписка с Блоком, начавшаяся с письма К. (осень
1907), имела большое значение для обоих поэтов. Блок воспринял К. как «посланца
от народа», его мысли о пропасти, разделяющей народ и интеллигенцию, отразились
в ст. Блока этого времени. Ранняя поэзия К. находилась под влиянием Блока,
к-рому он посвятил свою первую кн. «Сосен перезвон» (1912). В 1910-х гг.
К. приобрел славу в лит. среде. В связи с обозначившимся «неонароднич.»
тенденциями, с интересом к фольклору, к сектантству, творчество К. воспринималось
как голос нар. стихии. В сб. «Братские песни» (1912) и «Лесные были» (1913)
поэзия К. приобретает самобыт. звучание, она отмечена напряженностью религ.
переживаний; мн. стихи являются обработками нар. песен, дух. стихов, насыщены
архаич. лексикой, диалектизмами. В это время широк круг лит. притяжений
К.: чл. секты «голгофских христиан» видели в нем своего певца; намечается
нек-рое сближение с акмеистами (1912 - 13); затем К. входит в круг «новокрестьян.
поэтов» (1914-15), среди к-рых вскоре занимает ведущее положение. В 1915
завязалась дружба К. и С.Есенина, к-рый всегда считал К. своим учителем,
несмотря на осложнившиеся со временем отношения между ними. В 1916 вышел
сб. «Мирские думы», явившийся откликом К. на войну; патриотич. пафос сочетался
здесь с картинами опустевших деревень, с плачами по погибшим. В это время
К. вступил в период расцвета своего дарования. В 1916 написал неск. стих.,
позднее вошедших в одну из лучших его кн. «Избяные песни» (1920). Встих.
К. рев. лет углубляется противопоставление Запада и Востока, г. и дер.,
культуры и природы, их усложн. символика насыщена реалиями крест. быта
и др. обрядов. Рев-ция была воспета К. в риторически приподнятых стих.:
кн. «Медныйкит» (1919), «Песнь Солнценосца» (1920), «Ленин» (1923). Однако
религ. мотивы, мечты о рев-ции Духа, неортодокс. смысл этой поэзии вызвали
насторож. отношение к ней со стороны критиков Пролеткульта. В 1919 вышел
итоговый сб. «Песнослов» (кн. 1-2), включивший осн. циклы стихов 1905 -
18. Оптимизм 1917 -19 сменяется трагич. предчувствиями, подкрепляемыми
непростыми обст-вами жизни К. В сб. «Львиный хлеб» (1922) развертываются
образы горящей, гибнущей России. В 20-е гг. К. обращается к эпич. жанру,
создает поэмы «Четвертый Рим» (1921), «Мать-Суббота» (1922), «Плач о Сергее
Есенине» (1926), «Заозерье» (1927), «Деревня» (1927). Гибель «избяного
рая», ст. России - осн. мотивы поэзии К. 20-30-х гг. В 1928 К. закончил
поэму «Погорельщина», ставшую вершиной его творчества, и выпустил посл.
прижизн. сб. «Изба и поле». С 1929 К. подвергался преследованиям со стороны
критики и властей, существовал благодаря поддержке друзей (Н.Обуховой,
А.Неждановой, А.Садомова и др.). В февр. 1934 К. был арестован, в 1937
расстрелян.