РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

КЛОДТ фон ЮРГЕНСБУРГ (КЛОДТ),

КЛОДТ фон ЮРГЕНСБУРГ (КЛОДТ),

КЛОДТ фон ЮРГЕНСБУРГ (КЛОДТ), КЛОДТ фон ЮРГЕНСБУРГ (КЛОДТ), бароны - семья деятелей иск-ва. Наиб. известны: Петр Карл. (1805-67) - скульптор (гл. обр. анималист) и литейный мастер. Сын ген.-майора К. Ф. Клодта (1765 - 1822), героя Отеч. войны с Наполеоном, художника-любителя и мецената. Офицер. Вышел в отставку в 1828. С 1829 посещал классы АХ. В первой большой работе - шестерке коней из кованой меди для колесницы Славы на Триумфальных Нарвских воротах в С.-Петербурге (арх. В. П. Стасов, нач. 1830-х гг.) следовал манере В. И. Демут-Малиновского и С. С. Пименова, вместе с к-рыми создавал это произв. В том же ампирном стиле К. выполнил квадригу Аполлона для фронтона Большого т-ра в Москве. С 1838 К. - проф. АХ, зав. литейной мастерской, где самостоят. отливал свои произведения.

В тщательной проработанности форм К. следовал традициям классицизма, но, перерабатывая его эстетич. идеалы, стремился к непосредств. запечатлению жизненных наблюдений, конкретности, естественности творч. решений. Автор первого произв. рус. скульптуры, ставшего знаменитым и снискавшего всеевроп. славу - 4-х групп «Укротителей коней» на Аничковом мосту в С.-Петербурге (бронза, 1830 -40-е гг., установлены в 1849 - 50). Повторные экземпляры 2-х бронз. групп поставлены в Берлине (1842), Кузьминках (1845), Неаполе (1846), Петергофе и Стрельне (1850-е гг.). Кони К. являются ответной репликой знаменитым коням франц. скульптора Г. Кусту, созданным для сада Марли в Версале (1740 - 45) и позже перенесенным в Париж. Драматич. серия К. развивает сюжет покорения коня человеком. Конкр., непосредственно наблюдаемая форма получила здесь монумент. воплощение, фигуры людей и животных ритмично развернуты в пространстве, чистая и гармоничная линия контура охватывает четкий и выразит. декоративный силуэт.

Во 2-й пол. 40-х гг. создал в С.-Петербурге для обращенного к Мраморному дворцу фасада служебного корпуса (арх. А. П. Брюллов) лепной фриз высотою ок. 2 м, из 4-х композиций на тему «Служение лошади человеку», в к-ром, следуя архитектурному замыслу, ориентировался на образы фриза Парфенона. Впам. И. А. Крылова (бронза, гранит, 1848 - 55, Летний сад, Петербург), отказавшись от языка аллегорий, создал реалистически точный и правдивый образ поэта, изобразив его сидящим с раскрытою книгой и поместив на постаменте множество горельефных скульптур, изображающих животных - героев крыловских басен. В те же годы К. участвовал в создании интерьеров Большого Кремлевского дворца; им исполнены барельефы с изображением св. Георгия Победоносца, поражающего дракона, в Георгиевском зале. В 1856 - 59 создал пам. Николая I в Петербурге (бронза, совм. со скульпторами Н. А. Рамазановым и Р. К. Залеманом, исполнявшими скульптуры для постамента). К. изваял конную статую имп-ра, изысканную по силуэту и установленную только на две точки опоры. Создавал также мелкую пластику в анималистич. жанре («Лошадь на водопое», бронза; «Кобыла с жеребенком», воск), изготовлял модели для каслинского литья, положившие начало его расцвету. К. был принципиальным натуралистом, изображал только реальных животных, и все изображенные им животные имеют свою историю. Для памятника Крылова он держал дома целый зоопарк; так, живую мартышку - на тот момент единственную в Петербурге - он выпросил у художника-моряка А.П. Боголюбова, привезшего ее с Мальты. Уникальным произв. К. является бронзовая скульптура, отлитая для занятий в АХ с трупа, замороженного и анатомированного по методу знаменитого анатома И. В. Буяльского.