КЛИР (греч. - жребий, доля, доставшаяся по жребию) - в широком
значении - совокупность священнослужителей (духовенства) и церковнослужителей
(иподьяконы, чтецы, певцы, пономари, алтарники). «Клирики так называются
потому, что они избираются в церковные степени так же, как избран был по
жребию Матфий [Деян. 1:26], поставленный апостолами» (Блаженный Августин).
По отношению к храмов. (церк.) служению люди делятся на следующие категории.
I. В Ветхом Завете: 1) «клир» (первосвящ., свящ. и «левиты» (низшие служители)
и 2) народ. Принцип иерархии здесь - «родоплеменной», поэтому «клириками»
являются только представители «колена» (племени) Левия: первосвящ. - прямые
представители рода Аарона; свящ. - представители того же рода, но не обязательно
прямые; левиты - представители др. родов того же колена. «Народ» - представители
всех ост. колен Израилевых (а также принявшие религию Моисея не израильтяне).
II. В Новом Завете: 1) «клир» (священно-и церковнослужители) и 2) народ.
Нац. критерий упраздняется. Священно- и церковнослужителями могут стать
все мужчины христиане, соответствующие определ. канонич. нормам. Допускается
участие женщин (вспомогат. должности: «диакониссы» в Древней Церкви, певицы,
прислужницы в храме и др.), при этом к «клирикам» они не причисляются.
(Ин-т «женского священства», довольно широко распростр. в наст. время в
протестантизме, решительно отвергается правосл. и католиками.) «Народ»
(миряне) - все ост. христиане. В Древней Церкви «народ», в свою очередь,
подразделялся на 1) мирян и 2) монахов (при возникновении этого ин-та).
Последние отличались от «мирян» только образом жизни, занимая по отношению
к клиру такое же положение (принятие священ. сана считалось несовместимым
с монаш. идеалом). Однако этот критерий не являлся абсолютным, и вскоре
монахи стали занижать высшие церк. должности. В др.-рус. Церкви «клир»
- совокупность алтарных и внеалтарных служителей, за исключением архиерея.
В наст. время принято деление на клир и причт, или причет церковный; представители
последнего - причетники.
Лит.: Елеонский Ф. Г. О ветхозаветном священстве //Христ. чтение.
1879. Ч. 2; Титов Г., свящ. Полемика по вопросу о ветхозаветном священстве
и сущности священнического служения вообще. СПб., 1882; см. также лит.
при ст. Иерархия.