РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

КЛИР

КЛИР

КЛИР КЛИР (греч. - жребий, доля, доставшаяся по жребию) - в широком значении - совокупность священнослужителей (духовенства) и церковнослужителей (иподьяконы, чтецы, певцы, пономари, алтарники). «Клирики так называются потому, что они избираются в церковные степени так же, как избран был по жребию Матфий [Деян. 1:26], поставленный апостолами» (Блаженный Августин). По отношению к храмов. (церк.) служению люди делятся на следующие категории. I. В Ветхом Завете: 1) «клир» (первосвящ., свящ. и «левиты» (низшие служители) и 2) народ. Принцип иерархии здесь - «родоплеменной», поэтому «клириками» являются только представители «колена» (племени) Левия: первосвящ. - прямые представители рода Аарона; свящ. - представители того же рода, но не обязательно прямые; левиты - представители др. родов того же колена. «Народ» - представители всех ост. колен Израилевых (а также принявшие религию Моисея не израильтяне). II. В Новом Завете: 1) «клир» (священно-и церковнослужители) и 2) народ. Нац. критерий упраздняется. Священно- и церковнослужителями могут стать все мужчины христиане, соответствующие определ. канонич. нормам. Допускается участие женщин (вспомогат. должности: «диакониссы» в Древней Церкви, певицы, прислужницы в храме и др.), при этом к «клирикам» они не причисляются. (Ин-т «женского священства», довольно широко распростр. в наст. время в протестантизме, решительно отвергается правосл. и католиками.) «Народ» (миряне) - все ост. христиане. В Древней Церкви «народ», в свою очередь, подразделялся на 1) мирян и 2) монахов (при возникновении этого ин-та). Последние отличались от «мирян» только образом жизни, занимая по отношению к клиру такое же положение (принятие священ. сана считалось несовместимым с монаш. идеалом). Однако этот критерий не являлся абсолютным, и вскоре монахи стали занижать высшие церк. должности. В др.-рус. Церкви «клир» - совокупность алтарных и внеалтарных служителей, за исключением архиерея. В наст. время принято деление на клир и причт, или причет церковный; представители последнего - причетники.

Лит.: Елеонский Ф. Г. О ветхозаветном священстве //Христ. чтение. 1879. Ч. 2; Титов Г., свящ. Полемика по вопросу о ветхозаветном священстве и сущности священнического служения вообще. СПб., 1882; см. также лит. при ст. Иерархия.