КЛАУЗУЛА (лат. clausula - заключение) - окончание стиха или прозаич.
колона, обычно отмеч. повыш. ритмич. урегулированностью. В силлабо-тонич.
системе стихосложения - группа безудар. слогов, следующая в конце стиха
после удар. константы (последнего икта). К. различаются по объему заудар.
тр., к-рая м. 6. нулевой (если ударение падает на последний слог), тогда
К. - муж. (напр., Во глубине сибирских руд, А. Пушкин); м.б. в 1
слог, тогда К. - жен. (Часы сей жизни скоротечной, В. Жуковский);
в 2 слога - дактилич. К. (В минуту жизни трудную, М. Лермонтов);
в 3 и более слогов - гипердактилич. (Люблю я задумываться, А. Дельвиг).
В рус. поэзии наиб. употребит. стихи с муж. и жен. К.; гипердактилич. -
редкость (напр., 6-сложная К. у В.Брю-сова: Ветки, темным балдахином
свешивающиеся). Чередование К. в стихе является одним из важнейших
приемов строфич. компоновки рифмов. и - в еще большей степени - нерифмов.
стиха (конфигурация безрифм. строф часто определяется типом К. и способом
их комбинирования). Рус. досиллабич. стих использовал 3 вида К. (муж.,
жен. и дактилич.); силлабич., ориентир. напольск. образцы, заимствовал
из них только жен. С утверждением в 18 в. силлабо-тоники к употреблению
допускаются муж. и жен. К. (возможности их чередований определялись правилами),
дактилич. отвергаются, сохраняясь только в белом нерифмов. стихе как знак
имитации стиха нар. С нач. 19 в. допускаются стихи со сплошными однородн.
К., а дактилич. К. окончательно закрепляется в рус. поэзии как равноправная.
Освоение многослож. гипердактилич. окончаний начинается в сер. 19 в. и
достигает своего расцвета в экспериментах старших символистов (гл. обр.
В. Брюсова и К.Бальмонта), к-рые впервые вводят в поэтич. практику рифмовку
разных типов К. (неравнослож. рифмы).