РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

КЛАУЗУЛА

КЛАУЗУЛА

КЛАУЗУЛА КЛАУЗУЛА (лат. clausula - заключение) - окончание стиха или прозаич. колона, обычно отмеч. повыш. ритмич. урегулированностью. В силлабо-тонич. системе стихосложения - группа безудар. слогов, следующая в конце стиха после удар. константы (последнего икта). К. различаются по объему заудар. тр., к-рая м. 6. нулевой (если ударение падает на последний слог), тогда К. - муж. (напр., Во глубине сибирских руд, А. Пушкин); м.б. в 1 слог, тогда К. - жен. (Часы сей жизни скоротечной, В. Жуковский); в 2 слога - дактилич. К. (В минуту жизни трудную, М. Лермонтов); в 3 и более слогов - гипердактилич. (Люблю я задумываться, А. Дельвиг). В рус. поэзии наиб. употребит. стихи с муж. и жен. К.; гипердактилич. - редкость (напр., 6-сложная К. у В.Брю-сова: Ветки, темным балдахином свешивающиеся). Чередование К. в стихе является одним из важнейших приемов строфич. компоновки рифмов. и - в еще большей степени - нерифмов. стиха (конфигурация безрифм. строф часто определяется типом К. и способом их комбинирования). Рус. досиллабич. стих использовал 3 вида К. (муж., жен. и дактилич.); силлабич., ориентир. напольск. образцы, заимствовал из них только жен. С утверждением в 18 в. силлабо-тоники к употреблению допускаются муж. и жен. К. (возможности их чередований определялись правилами), дактилич. отвергаются, сохраняясь только в белом нерифмов. стихе как знак имитации стиха нар. С нач. 19 в. допускаются стихи со сплошными однородн. К., а дактилич. К. окончательно закрепляется в рус. поэзии как равноправная. Освоение многослож. гипердактилич. окончаний начинается в сер. 19 в. и достигает своего расцвета в экспериментах старших символистов (гл. обр. В. Брюсова и К.Бальмонта), к-рые впервые вводят в поэтич. практику рифмовку разных типов К. (неравнослож. рифмы).