КИТЕЖ - мифологич. город, чудесная судьба к-рого стала предметом
целого цикла рус. преданий и легенд. Сказание о К. зафиксировано в письм.
форме в рукописях кон. 17-18 вв., но родилось гораздо раньше. По легенде,
кн. Георгий построил град Большой Китеж близ с. Владимирского на оз. Светлояр
(ныне Воскресенский р-н Нижегород. обл.) и в граде 3 церкви: Воздвижения
Честного и Животворящего Креста Господня; Пресвятые Богородицы Успения;
Благовещения. Стр-во Большого Китежа было закончено к 30 сент. 1167, и
город простоял 75 лет до Батыева нашествия. Когда войска Батыя подошли
к нему, то, по молению жителей, К. стал невидим и будет таковым до пришествия
Христова. Существует 3 варианта метаморфозы К.: град укрыла земля; Китеж
скрылся в оз. Светлояр; он стоит на месте, но люди в силу своих грехов
его не видят. В нар. сознании укрепилась мысль, что храм невидимого града
открывается лишь людям правед. жизни и принимает только того, кто идет
к ней путем внутр. подвига, любви к Богу и ближнему. Хождение к К., на
берега оз. Светлояр, стало традиц. формой паломничества, берега св. озера
явились символич. местом дух. соединения с жизнью иного, до поры скрытого
мира. Китежская мифологема получила новый импульс в самосознании староверов,
к-рые по-своему преломляют ее традиц. содержание в «Повести о сокровенном
Граде Китеже» (1713). Дань ей отдали также рус. поэты (А.Н. Майков, Н.А.
Клюев, М.А. Волошин, С.М. Городецкий), прозаики (П.И. Мельников-Печерский,
A.M. Горький, Д.С. Мережковский, К.А. Федин), художники (В.М. Васнецов,
И.К. Рерих, И.С. Глазунов). По ее мотивам создана опера Н.А. Римского-Корсакова
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», где предание о К.
объединено с др.-рус. нов. о Петре и Февронии.
Лит.: Комарович В. Л. Китежская легенда. М.; Л., 1938.