КИТАЕВЕДЕНИЕ (синология)- комплексная востоковедная наука,
занимающаяся изучением истории философии, лит-ры, культуры, иск-ва, политики,
экономики и яз. Китая. Началось в Зап. Европе (в первую очередь во Франции
и Англии) и России с кон. 17 в. в связи с проникновением зап.-европ. торговцев
и миссионеров в Китай и носило сначала прикладн. характер. На раннем этапе
ощутимый вклад в изуч. Китая внесли католич. миссионеры. Одновр. осуществлялся
сбор коллекций кит. вещей, но регулярной науч. работы по изучению Китая
не проводилось. Подлинно науч. К. возникло только в кон. 19 в., когда в
ун-тах Европы появились первые спец. каф. синологии. В наст. время синологич.
центры существуют в большинстве стран Европы и Америки, растет интерес
к Китаю в странах Азии и Африки. Первым крупным центром К. в России стала
осн. в 1714 Рос. дух. миссия в Пекине, сотрудники к-рой, изучив кит. и
маньчжурский яз., занимались активной переводч. и науч. деят-ностью: И.
К. Россохин (1717 - 61), А.Л.Леонтьев(1716-86), С.В. Липовцов( 1770-1841),
О. П. Войцеховский (1793-1850) и др. Ими были осуществлены многочисл. пер.
кит. и маньчжурских соч., велась работа по подготовке уч. пособий и составлению
словарей, осуществлялся сбор кит. рукописей и ксилографов. Вершиной рус.
К. в 19 в. явились труды Н. Я. Бичурина (отца Иакинфа) и В. П. Васильева,
также начавших свою науч. деят-ность в Правосл. миссии в Пекине. С 1830
по 1867 преподавание кит. яз. велось в Кяхтинском уч-ще по программе, состав.
Бичуриным. Первая кафедра кит. языка была учрежд. в 1837 в Казанском ун-те,
в 1855 она была переведена в Петерб. ун-т, и вплоть до нач. 20 в. это было
единств. высш. уч. заведение в России, где преподавался кит. язык. Специально
для подготовки практич. работников во Владивостоке в 1899 был основан Восточный
ин-т (просуществовал до 1916). Др. центром была Практическая вост. акад.
при Об-ве востоковедов (1906- 17), где преподавали А.И. Иванов, Г.Ф. Смыкалов
и др. К нач. 20 в. в России уже существовала достаточная мощная школа К.,
отвечающая междунар. стандартам того времени (С.М. Георгиевский, Ф.О. Ивановский,
П.П. Шмидт, Д.Д. Покотилов, Н.В. Кюнер, Д.А. Пещуров, А.В. Рудаков и др.).
После рев-ции появились новые уч. заведения, где преподавался кит. язык
и смежные дисциплины: Петрогр. (Ленингр.) ин-т живых вост. языков (1920
- 38); Моск. ин-т востоковедения (1921 - 54); кит. кафедры Петерб., Моск.
и Владивостокского ун-тов. Центрами исследоват. китаеведч. деят-ности были
(и остаются по сей день) Азиатский музей (с 1930 Ин-т востоковедения АН),
Моск. ин-т востоковедения, различи, ин-ты АН и музеи. За первых 2 десятилетия
сов. власти появилась блестящая плеяда молодых китаеведов, вышли в свет
многочисл. публикации по разным вопросам кит. яз., истории, культуры и
т. д. Однако в кон. 30-х гг. рус. К. понесло невосполнимые потери: мн.
видные ученые были арестованы и расстреляны (Ю.К. Щуцкий, Б.А. Васильев,
А.И. Иванов и др.), др. оказались в лагерях и надолго были лишены возможности
норм. научн. деят-ности (П.Е. Скачков, В.М. Штейн, А.А. Штукин, В.А. Вельгуси
др.). Возрождение К. стало возможным только после 1956, когда к уцелевшим
и вернувшимся к норм. жизни специалистам присоединились китаеведы нового
поколения. Их усилиями на рус. яз. были переведены мн. произв. классич.
кит. лит-ры, появились фундамент. иссл. разл. аспектов кит. дух. культуры.
В наст. время осн. центрами по подготовке китаеведов являются Санкт-Петерб.
и Владивостокский ун-ты, Ин-т стран Азии и Африки при МГУ, Ин-т междунар.
отношений и др.
Лит.: Скачков П. Е. Очерки истории русского китаеведения. М.,
1977; История отечественного востоковедения до середины 19 в. М., 1990.