РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

КИТАЕВЕДЕНИЕ (синология)

КИТАЕВЕДЕНИЕ (синология)

КИТАЕВЕДЕНИЕ (синология) КИТАЕВЕДЕНИЕ (синология) - комплексная востоковедная наука, занимающаяся изучением истории философии, лит-ры, культуры, иск-ва, политики, экономики и яз. Китая. Началось в Зап. Европе (в первую очередь во Франции и Англии) и России с кон. 17 в. в связи с проникновением зап.-европ. торговцев и миссионеров в Китай и носило сначала прикладн. характер. На раннем этапе ощутимый вклад в изуч. Китая внесли католич. миссионеры. Одновр. осуществлялся сбор коллекций кит. вещей, но регулярной науч. работы по изучению Китая не проводилось. Подлинно науч. К. возникло только в кон. 19 в., когда в ун-тах Европы появились первые спец. каф. синологии. В наст. время синологич. центры существуют в большинстве стран Европы и Америки, растет интерес к Китаю в странах Азии и Африки. Первым крупным центром К. в России стала осн. в 1714 Рос. дух. миссия в Пекине, сотрудники к-рой, изучив кит. и маньчжурский яз., занимались активной переводч. и науч. деят-ностью: И. К. Россохин (1717 - 61), А.Л.Леонтьев(1716-86), С.В. Липовцов( 1770-1841), О. П. Войцеховский (1793-1850) и др. Ими были осуществлены многочисл. пер. кит. и маньчжурских соч., велась работа по подготовке уч. пособий и составлению словарей, осуществлялся сбор кит. рукописей и ксилографов. Вершиной рус. К. в 19 в. явились труды Н. Я. Бичурина (отца Иакинфа) и В. П. Васильева, также начавших свою науч. деят-ность в Правосл. миссии в Пекине. С 1830 по 1867 преподавание кит. яз. велось в Кяхтинском уч-ще по программе, состав. Бичуриным. Первая кафедра кит. языка была учрежд. в 1837 в Казанском ун-те, в 1855 она была переведена в Петерб. ун-т, и вплоть до нач. 20 в. это было единств. высш. уч. заведение в России, где преподавался кит. язык. Специально для подготовки практич. работников во Владивостоке в 1899 был основан Восточный ин-т (просуществовал до 1916). Др. центром была Практическая вост. акад. при Об-ве востоковедов (1906- 17), где преподавали А.И. Иванов, Г.Ф. Смыкалов и др. К нач. 20 в. в России уже существовала достаточная мощная школа К., отвечающая междунар. стандартам того времени (С.М. Георгиевский, Ф.О. Ивановский, П.П. Шмидт, Д.Д. Покотилов, Н.В. Кюнер, Д.А. Пещуров, А.В. Рудаков и др.). После рев-ции появились новые уч. заведения, где преподавался кит. язык и смежные дисциплины: Петрогр. (Ленингр.) ин-т живых вост. языков (1920 - 38); Моск. ин-т востоковедения (1921 - 54); кит. кафедры Петерб., Моск. и Владивостокского ун-тов. Центрами исследоват. китаеведч. деят-ности были (и остаются по сей день) Азиатский музей (с 1930 Ин-т востоковедения АН), Моск. ин-т востоковедения, различи, ин-ты АН и музеи. За первых 2 десятилетия сов. власти появилась блестящая плеяда молодых китаеведов, вышли в свет многочисл. публикации по разным вопросам кит. яз., истории, культуры и т. д. Однако в кон. 30-х гг. рус. К. понесло невосполнимые потери: мн. видные ученые были арестованы и расстреляны (Ю.К. Щуцкий, Б.А. Васильев, А.И. Иванов и др.), др. оказались в лагерях и надолго были лишены возможности норм. научн. деят-ности (П.Е. Скачков, В.М. Штейн, А.А. Штукин, В.А. Вельгуси др.). Возрождение К. стало возможным только после 1956, когда к уцелевшим и вернувшимся к норм. жизни специалистам присоединились китаеведы нового поколения. Их усилиями на рус. яз. были переведены мн. произв. классич. кит. лит-ры, появились фундамент. иссл. разл. аспектов кит. дух. культуры.

В наст. время осн. центрами по подготовке китаеведов являются Санкт-Петерб. и Владивостокский ун-ты, Ин-т стран Азии и Африки при МГУ, Ин-т междунар. отношений и др.

Лит.: Скачков П. Е. Очерки истории русского китаеведения. М., 1977; История отечественного востоковедения до середины 19 в. М., 1990.