РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

КИРПИЧНЫЙ СТИЛЬ

КИРПИЧНЫЙ СТИЛЬ

КИРПИЧНЫЙ СТИЛЬ КИРПИЧНЫЙ СТИЛЬ направление рус. неоромантич. архитектуры кон. 19 в., в к-ром для облицовки зданий использовался неоштукатур. кирпич. Кирпич. кладка часто имела и декорат. значение, выкладывалась из полихром. кирпича, включала глазуров. керамику или скульптур. терракотов. вставки. Характерные особенности рацион. формы, связ. с качеством мат-ла, пластич. и цветовые эффекты придавали К.С. особую выразительность.

В России, особенно центр., издавна строили кирпич. с изразцами храмы, эта техника была традиц., она и легла в осн. кирпич. зодчества так же, как и характерные для Европы нсоблицов. замки и костелы. В царствование Екатерины II появились романтич. здания, построенные в «готич.» стиле из кирпича (Царицынский ансамбль под Москвой В.Баженова и М.Казакова и др.). Затем А.Менелас построил для Александра I и Николая павильоны в Александровском парке Царского Села. При Николае I стали строить казен. учреждения в кирпич. варианте Ренессанса (т. н. «военно-гражд. стиль»). На этой осн. и вырос рациональный и одновременно романтич. К.С. В. Шретер и И.Китнер стали строить из неоштукатур. кирпича доход. дома и особняки, служеб. здания. Скоро постройки, стены к-рых облицовывались качеств. кирпичом или оставались обнаж., приобрели большую популярность, тем более что при этой технике можно было строить в любом европ. или рус. нац. варианте и, что немаловажно, гораздо дешевле. В кирпиче были построены Охотничий дворец в Беловежской пуще (Н. де Рошфор), Нижняя дача для Александра III в Петергофе (А. Томишко), Исторический музей в Москве (В. Шервуд). Именно К.С. привил рус. арх. тот вкус к естеств. декорат. мат-лам, рационализм и одновременно романтизм, к-рые привели к расцвету рус. архитектуры эпохи модерна. Арх. К. Шмидт и др., начав как мастера К.С., затем перешли к стр-ву зданий, облиц. глазуров. кирпичом «кабанчик», характернейшей деталью модерна.