КИРИЛЛ (1130-е гг. - до 1182) -святой, еп. Туровский, церк.
деятель, выдающийся писатель Др. Руси. Родился в Турове, в состоят. семье,
постригся в монахи. Благодаря своей учености был поставлен в еп. по требованию
князя и горожан. Полемизировал с еп. Владимирским Феодором, ставленником
Андрея Боголюбского, и с самим Андреем. Лит. наследие К., сохранившееся
до наших дней, велико. Ему принадлежат «Притча о душе и теле», «Повесть
о белоризце и о мнишестве», «Сказание о черноризчем чине». В «Притче о
душе и теле» К. толкует притчу о слепце и хромце, поставл. сторожами и
ограбивших охраняемый ими сад. В произв. легко прослеживаются 2 пласта:
богослов., связ. с рассуждениями о душе и теле, и политич. «Притча» содержит
откров. намек на еп. Феодора (слепца) и кн. Андрея (хромца). Это единств.
пример политич. памфлета у К. Несомненно К. также принадлежат 7 «Слов»
на праздники Пасхального цикла, слово «На собор святых отец...», посвящ.
Никейскому собору 325, цикл покаянных молитв и 2 канона: «Молебен» и «На
успение преподобныя Ольги». «Слова» К. - яркие образцы жанра торжеств.
красноречия. Соверш. владение яз., знание приемов визант. риторики и безупречное
их применение, яркая образность и одухотворенность произв. К. обусловили
их популярность на протяжении столетий.
В яз. К. сочетаются высокая церк.-слав. лексика и лексика рус. по происхождению,
особенно в широко используемых К. диалогах. Поэтичность и эмоциональность
- отличит. черты творчества К.
Лит.: Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского //Тр.
Отд. др.-рус. лит. Л., 1955-1958. Т. 11-13, 15; Его же. Ораторское
искусство Кирилла Туровского // Там же. М.; Л., 1962. Т. 18.