РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

КИРИЛЛ

КИРИЛЛ

КИРИЛЛ КИРИЛЛ (до принятия монашества в 869, - Конст.) (827-69) и МЕФОДИЙ (ок. 815-85) - создатели слав. азбуки, первые переводчики на слав. яз. богослужеб. греч. кн. К. и М. - братья, уроженцы г. Солуни (Фессалоники, ныне - Салоники), вокруг к-рого было много слав. поселений и жители к-рого говорили как на греч., так и на слав. яз. Ст. брат М. был неск. лет правителем слав. обл. недалеко от Солуни, затем удалился в мон. Полихрон на г. Олимп. Мл. брат К. получил блестящее для своего времени образование, был прозван современниками за свою ученость «философом». Знал слав., греч., лат., евр. иараб. яз. Был библиотекарем при патриаршей б-ке, преподавал философию. В 859 К. начал работу над составлением слав. азбуки и пер. греч. богослужеб. кн. Большинство ученых придерживается мнения, что эта азбука была глаголицей. В 862 великоморавский кн. Ростислав обратился к визант. имп. Михаилу III с просьбой прислать миссионеров, к-рые могли бы проповедовать христ. религию на слав. яз. Во гл. миссии были поставлены солунские братья. В Моравии К. и М. закончили вместе с учениками пер. Евангелия, Апостола, Псалтыри и др. богослужеб. кн. Нем. духовенство, деят-ность к-рого распространялась и на Моравию, враждебно отнеслось к проповеди христва на слав. яз. Это побудило К. и М. отправиться за поддержкой к Папе римскому. Папа Адриан II признал право славян на свой яз. в письменности и богослужении. В Риме К. неожиданно заболел и скончался. М. был назначен папой Адрианом II архиеп. Паннонским и Моравским. Дальнейшая его деят-ность протекала в борьбе с нем.-лат. духовенством. Противникам удалось даже заточить М. в тюрьму, где он провел 2 года. После смерти М. его противники добились у нов. папы Стефана V запрещения слав. богослужения и изгнали учеников М. из Моравии. Но в Моравии и в отделившейся от нее в 895 Чехии слав. письменность не прекратила окончательно свое существование. Известны пам., созд. там в 10 и даже в 11 в. («Киевские листки», «Пражские отрывки» и нек-рые др.). Ученики К. и М. направились на слав. Ю. Наиб. благоприят. условия для их деят-ности сложились в Болгарии, где в 893 слав. яз. был офиц. провозглашен на церк. соборе яз. церкви и гос-ва. Книжники т. н. Преславской школы составляли списки пер. К. и М., переводили новые богослужеб. кн. с греч., создавали оригин. творения на слав. яз. Произв. преславских книжников написаны кириллицей - азбукой, к-рая, видимо, здесь и была составлена и назв. так учениками К. в его честь. Традиции кирилло-мефодиевской письменности были продолжены в Македонии, где сложилась т. н. Охридская школа. Она представлена прежде всего именами учеников К. и М. - Климента и Наума. Пам. письменности, созд. здесь, а также в Моравии и Хорватии, написаны глаголицей. Слав. яз. в 9 - 10 вв. были близки друг другу, поэтому яз. пер. К. и М., отразивш. диалектсолунских славян и дошедший до нас в списках 10 - 11 вв., стал первым лит. яз. всех славян. Этот яз. принято наз. ст.-слав. или др.-церк. слав. Создатели первого лит. яз. славян К. и М. были канонизированы, а день этих святых - 11 мая по ст. ст. (24 мая по н. ст.) отмечается сейчас и как День слав. письменности.

Лит.: Сказания о начале славянской письменности. М.. 1981; Житие Кирилла и Мефодия: факс, воспроизведение рукописей. М., 1986; Истрин В. А. 1100 лет славянской азбуки. М., 1988.