КИПРИАН (ок. 1336-1406) - митр. Киевский и всея Руси, писатель,
переводчик. По нац. болгарин или серб. Постригся в Келифаревском мон. В
60-е гг. 14 в. сблизился с Константинопольским патр. Филофеем Коккином.
В это время происходило очеред. столкновение Моск. князя с вел. кн. Литовским
Ольгердом. Ч. бывшейтерр. Киевской Руси, соответственно Киевской митрополии,
находилась под властью лит. князей. Другая ч. подчинялась вел. князю Владимирскому
(этот титул давался ханом Золотой Орды князю Московскому или князю Тверскому);
начиная с митр. Максима, в 1396 перешедшего во Владимир, митр. всея Руси
постоянно пребывали там, периодически наезжая в Киев. Ольгерд требовал
создания отд. митрополии с центром в Киеве. Улаживать этот конфликт Филофей
послал К. В 1375 по требованию Ольгерда К. был рукоположен в митр. киевского,
рус. и литовского с условием объединения митрополии после смерти митр.
Алексия. Однако кн. Дмитрий Иванович решительно воспротивился этому и выдвинул
своего кандидата, Митяя, к-рый должен был стать во главе отд. от Киева
митрополии. После его смерти в 1378 и победы в Куликов, битве (1380) Дмитрий
принял К., но в 1382 К. был изгнан опять и окончательно вернулся на митрополию
«всея Руси» только в 1390 при вел. кн. Василии I Дмитриевиче. К. занимался
упорядочением дел в митрополии, ставил еп. во владениях лит. и моск. князей.
К кон. 90-х гг. вернул под свою юрисдикцию Галицкие земли. В 1402 совместно
с вел. кн. восстановил и утвердил старый Номоканон (свод юридич. церк.
правил). В 1395 по инициативе К. была перенесена из Владимира в Москву
икона Владимир. Богоматери, тем самым Москва официально становилась новым
религ. центром Руси. Умер К. в Москве, похоронен в Киеве в Софийском соборе.
К. был высокообразов. чел., талантливым писателем. Переводил с греч.
яз. на слав. церк. службы, молитвы, каноны. Сам К. написал «Службу митрополиту
Петру», «Молитву разрешити царя и князя...», ряд др. литургич. произв.,
4 послания своим единомышленникам в Моск. Руси, свою ред. «Жития митрополита
Петра». Произв. К. характеризуются ясным, образ. яз., выдержанностью стиля.
Последнее произв. К. - его духовная - послужило образцом для мн. написанных
позже пам. этого жанра.
Изд. и лит.: Рус. ист. библиотека. СПб., 1880. Т. 6; Прохоров
Г. М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978;
Памятники литературы Древней Руси, XIV - середина XV в. М., 1981.