РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Многообразие филос.-эстетич. концепций в культуре 19 в. определило и гл. направления К. в специфич. социокульт. условиях разных стран. В теории кино осн. идеи объединяются вокруг двух полюсов: «фотографич. теории, усматривающие специфику киноиск-ва в фотографич. природе кинообраза, его способности наиб. непосредств. отражать реальность» (3. Кракауэр, А. Базен) и «синтетич.» теории, в к-рых выявляется уник. способность фильма синтезировать выразит. возможности всех др. иск-в (С. М. Эйзенштейн, М. И. Ромм).
Формирование К. определялось как теоретич. рефлексией, так и непосредств. запросами практики: приспособление «фильма-товара» к условиям рынка, завоевание зрит. аудитории, выработка правовых основ кинодеятности, учет особенностей киновосприятия разных возрастных категорий зрителя, самоопределение кино в системе иск-в. Особую роль в становлении К. как науки сыграли сами кинопрактики (С.М. Эйзенштейн, Л.В. Кулешов, Be.И. Пудовкин в России, Л. Делюк, Р. Клер, др. деятели франц. «авангарда»).
Развитие К. в Сов. России в значит. мере определялось ленинским лозунгом: «Из всех иск-в важнейшим для нас является кино», т. е. приоритетом его информац.-пропагандист. функций. Такая ориентация, с одной стороны, ограничивала худож.-эстетич. потенциал нац. кинематографа, но в то же время стимулировала поиск прочного контакта со зрителем, надежного воздействия на него. Энтузиазм мастеров раннего сов. кино, интенсивность и разнообразие их поисков в новой обл. культуры обусловили значимость их фундамент. теоретич. работ, к-рые и сегодня не утратили своей роли (работы Л. Кулешова о монтаже и «кинонатурщике», Вс. Пудовкина о специфике работы актера в кино, Д. Вертова о специфике док. кино и особенно труды С. Эйзенштейна практически по всем разделам К.).
На рубеже 80 -90-х гг. в связи с радик. реорг-цией кинодеят-ности в России активизируются социол. иссл., особое значение приобретают изучение организац.-экон., технол., коммуникативных аспектов кинематографа, выявление его места в системе аудиовизуальной культуры, анализ взаимоотношений с телевидением, видео.
Лит.: С а д у л ь Ж. Всеобщая история кино. М., 1958 - 82. Т. 1 - 4, 6; Мартен М. Язык кино. М., 1959; Эйзенштейн С. М. Избр. произв. М., 1964-1971. Т. 1-6; А р и с т а р к о Г. История теорий кино. М., 1966; История сов. кино. 1917 - 1967. М., 1969-1978. Т. 1-4.