РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

КИНОМЕЛОДРАМА

КИНОМЕЛОДРАМА

КИНОМЕЛОДРАМА КИНОМЕЛОДРАМА - принадлежит к триаде осн. жанров раннего кино (вместе с комич. и авантюрным ф.) и сопровождает все этапы развития киноиск-ва.

Черты К.: острота и динамичность фабулы; целенаправленность действия; резкая антитеза добра и зла, справедливости и несправедливости, любви и ненависти; герои - не конкретные характеры, а персонифициров. носители определ. нравств. норм. Представляя в момент своего рождения сниж. вариант эстетич. и этич. достижений века Просвещения, К. сохранила дидактич. направленность. К., в к-рой ощутима фольклорная родословная, воспроизводит устойчивые мотивы любви и измены, роковых обстоятельств, счастливого случая, греха и искупления, преступления и воздаяния, варьирует сюжеты «чужие дети», «мать и мачеха», «бедные влюбленные» и т. п. К. обладает повыш. коммуникативностью, адресуясь к эмоц. сфере восприятия и опираясь на архетипич. представления коллективного бессознательного. Соц. конфликты в К. обычно сублимированы и оборачиваются моральными коллизиями - бунтом благородных чувств против несправедливости, обмана, неправедного богатства, сословных или классовых преимуществ. К. в кинематографе существует как в виде чистого жанра, так и в качестве составной разл. полижанровых образований.

Первые К. снимаются во Франции («Любовный роман», 1904), затем К. совершает свое победное шествие по всем нац. кинематографам.

В России К. сопровождает рождение нац. кинематографии. «Звезда» К. В. Холодная окрашивала в лирич. тона свои роли в ф. реж. П. Чардынина («Миражи», 1915; «Жизнь за жизнь», 1916; «Позабудь про камин, в нем погасли огни», 1917; «Молчи, грусть, молчи», 1918). В первых рус. К. раскрылось также и драм. дарование И. Мозжухина. В послерев. период путь К. определялся общей ориентацией сов. иск-ва, идеологизацией всех сторон жизни. Если в нач. 1920 К. на сцене и экране поощрялась офиц. критикой как созвучная духу времени и ожиданиям масс, то в дальнейшем жанр квалифицировался как бурж.-мещан., апеллирующий «к сердцу обывателя». В итоге К. не получила широкого распространения в сов. кино в качестве «чистого» жанра. Однако она активно участвовала в процессах жанрообразования. Влиянием К. отмечен целый ряд ф. 20-х гг., где старый жанр и новый обществ.-ист. мат-л, сочетаясь, рождали своеобразные модели, включавшие в себя разл. мелодрам. структуры: «Чертово колесо» (1926) и «С.В.Д.» (1927), реж. Г. Козинцев и Л. Трауберг, «Катька - Бумажный ранет», реж. Ф. Эрмлер, «Бабы рязанские» (1927), реж. О. Преображенская и В. Правовой, «Третья мещанская» (1927), реж. А. Роом, «Человек из ресторана» (1927), реж. Я. Протазанов, «Медвежья свадьба» (1926) и «Хромой барин» (1929), реж. Б. Светозаров. В 1930 К. в сов. кино становится все менее узнаваемой, подвергаясь трансформациям и модификациям. Наиб. органичен на этом этапе был союз К. с бытовой и психолог. драмой, лирич. комедией: «Подруги» (1936), реж. Л. Арнштам, «Последняя ночь» (1937), реж. Ю. Райзман, «Цирк» (1936) и «Светлый путь» (1940), реж. Г. Александров. Значит. место мелодрам. коллизии и приемы занимают в творчестве реж. И. Пырьева («Свинарка и пастух», 1941; «В шесть часов вечера после войны», 1944; «Сказание о земле Сибирской», 1948; «Испытание верности» 1954). Процесс очеловечивания и психологизации традиц. мелодрам. тем и коллизий отразился в ф. 1950 -60-х гг.: «Летят журавли» (1957), реж. М. Калатозов, «Два Федора» (1958), реж. М. Хуциев, «Отчий дом» (1959) и «Когда деревья были большими» (1962), реж. Л. Кулиджанов. Более определенны традиц. мелодрам. схемы в ф. «Неоконченная повесть» (1955), реж. Ф. Эрмлер, «Разные судьбы» (1956), реж. Л. Луков, «Родная кровь» (1964), реж. М. Ершов, «Мачеха» (1973), реж. О. Бондарев. В 1970-80-х гг. жизнь жанра в сов. кино становится более интенсивной, К. нередко оказывается объектом стилизации («Раба любви», реж. Н. Михалков, 1976), заново раскрыва ет свои богатые возможности в переложениях индивид. режиссерской стилистики («Ирония судьбы, или С легким паром», 1975; «Служебный роман», 1977 и «Вокзал для двоих», 1983, реж. Э. Рязанов). Триумф. возвратом на отеч. экран канонич. мелодрам. сюжета стал ф. «Москва слезам не верит» (1980), реж. В. Меньшов.

Лит.: Зоркая Н. М. На рубеже столетий: У истоков массового искусства в России. 1900-1910 гг. М., 1976; Шилова И. О мелодраме //Вопросы киноиск-ва. М., 1976. Вып. 17; Маркулан Я. Киномелодрама. Фильм ужасов: Кино и буржуазная массовая культура. Л., 1978; Д ы м ш и ц Н. А. Советская киномелодрама вчера и сегодня. М., 1987.