РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

КИНОКОМЕДИЯ

КИНОКОМЕДИЯ

КИНОКОМЕДИЯ КИНОКОМЕДИЯ один из осн. жанров кино. К. возникла в немом кинематографе, и поэтому, в отличие от сценич. комедии, имеющей в осн. драматургию, где юмор выражается через слово, в К. комическое сначала осуществлялось лишь в действии, движении, трюке.

Первые К. были поставлены во Франции, на киностудии Патэ. В рус. дорев. кино выпускались отд. К., но К. как жанр не была распространена. Зато этот жанр весьма характерен для раннего сов. кинематографа. Немая сов. К. имела свои особенности: она избежала принципа «масок» (постоянных серийных образов, переходивших неизменными из ф. в ф., напр. «Маленький бродяга» Чарли Чаплина), пошла по пути памфлетного обличения тех явлений, к-рые, с т. зр. авторов, мешали развитию социализма. Так, плакатно-обличит. характер имела К. Л. Кулешова «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924). Эл-ты сатиры, разящей нэпманов и торгашей, содержались в К. Б. Барнета «Девушка с коробкой» (1927) и «Дом на Трубной» (1928), а также в К. театр. реж. А. Попова «Два друга, модель и подруга» (1928). К числу удачных сов. немых К. принадлежат ф., поставл. реж. Я. Протазановым. Его гл. заслуга в том, что в свои К. «Закройщик из Торжка» (1925), «Процесс о трех миллионах» (1926), «Праздниксв. Йоргена» (1930) он привлек выдающихся театр. актеров И. Ильинского, А. Кторова, М. Климова. Когда в нач. 1930-х гг. в мир. кино утвердился звук, жанр К. значит. видоизменился. Теперь комизм строился гл. обр. не на действии, трюке, а на слове, диалоге. Поэтому помимо эксцентрич. в звук. К. появились и др. поджанры: лирич. К., муз., ситуац., сатирич. и др.

КИНОКОМЕДИЯ

Кинокомедия реж. Э. Рязанова «Берегись автомобиля». В главной роли И. Смоктуновский

КИНОКОМЕДИЯ

Кинокомедия реж. Л. Гайдая «Кавказская пленница». В ролях: Ю. Никулин, Г, Вицин

Сов. К. 1930 -40-х гг. в какой-то степени напоминают голливудские того же периода. Весьма далеки от суровой реальности того времени были развлекат. муз. К. Г. Александрова («Веселые ребята», 1934; «Цирк», 1936; «Волга-Волга», 1938), И. Пырьева («Богатая невеста», 1938; «Трактористы», 1939; «Свинарка и пастух», 1941; «Сказание о земле Сибирской», 1948; «Кубанские казаки», 1950). Во времена т. н. «оттепели» в СССР появились К. и соц. острые, и жанрово разнообразные. Напр., в 1960-х гг. на экран вышли такие сатирич. К., как «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964) и «Похождения зубного врача» (1965, обе реж. Э. Климова), а также «Тридцать три» Г. Данелия (1966). Тогда же в первые ряды реж.-комедиографов выдвинулись талантливые Л. Гайдай («Операция "Ы" и другие приключения Шурика», 1965; «Кавказская пленница», 1967; «Бриллиантовая рука», 1969) и Э. Рязанов («Карнавальная ночь», 1958; «Берегись автомобиля», 1966; «Зигзагудачи», 1968). В 1970-х гг. продолжают выходить К. этих мастеров: «12 стульев» (1971), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) и «Не может быть!» (1975) Л. Гайдая, «Старики-разбойники» (1972) и «Служебный роман» (1977) Э. Рязанова, «Афоня» (1975) и «Мимино» (1978) Г. Данелия. Но на исходе 1970-х гг. в нач. нового десятилетия в их творчестве намечается тенденция к постепенному затуханию комедийности. В случае с Гайдаем это был творч. кризис. А в случае с Данелия и Рязановым произошел крен в сторону «грустной комедии» и по сути превращение ее в трагикомедию: «Осенний марафон» Г. Данелия (1979), «Вокзал для двоих» Э. Рязанова (1983). Перемены, начавшиеся в рос. иск-ве в 90-е гг., затронули и К. Прежде всего произошел перелом в творчестве старых реж.-комедиографов: они вновь, как в 1960-х гг., ставят остроумные, полные озорства и одновременно сатирич. эскапад ф. Э. Рязанов снял фантастич. гротеск. К. «Небеса обетованные» (1991). Л. Гайдай поставил бурлеск. К. «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992), где вновь обрел утрач. на время комедийный дар. Стали выходить на экраны и К. молодых реж.: «Комедия строгого режима» В. Студенникова (1992), «Маленький гигант большого секса» Н. Досталя (1993), «Я свободен, я ничей, или Эффект Дориана» В. Пендраковского (1994), «Фонтан» (1988), «Бакенбарды» (1990), «Окно в Париж» (1993) Ю. Мамина.

Лит.: Юренев Р. Смешное на экране. М., 1964; Комики мирового экрана. М., 1966; Трауберг Л. Мир наизнанку: социально-критич. мотивы в амер. кинокомедии. 1910 - 1930гг. М., 1983.