РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

КИНОФЕСТИВАЛИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ (МКФ)

КИНОФЕСТИВАЛИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ (МКФ)

КИНОФЕСТИВАЛИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ (МКФ) КИНОФЕСТИВАЛИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ (МКФ) - смотры достижений мир. киноиск-ва, чаще всего на конкурс. осн. Первые конкурсы ф. и их награждение премиями происходили на Парижских всемир. выставках 1925 и 1926. В 1925 гл. приз - золотую медаль - получил ф. Д. Вертова «Киноглаз»; в 1926 высш. наградой - супер гран-при - был отмечен ф. С. Эйзенштейна «Броненосец "Потемкин"». Но офиц. первым МКФ считается Венецианское биеннале (т. е. проводящийся 1 раз в 2 года) 1932 (жюри и премии появились на след. биеннале в 1934). В 1935 состоялся первый МКФ в Москве - с междунар. жюри и премиями, но больше он не проводился до 1959. Венециан. биеннале регулярно проводились в довоен. годы, но фаш. режим, господствовавший в Италии, подавлял своб. творч. соревнование: гл. приз (кубок Муссолини) неизменно получали нем. или итал. ф., пропагандировавшие национал-социализм. В кон. 1930-х гг. СССР, Англия, Франция и США отказались принимать участие в венециан. биеннале. После войны, начиная с 1946, венециан. МКФ ежегодно стал собираться, и сейчас он является одним из гл. МКФ мира. В том же 1946 открылся новый МКФ - в Каннах (Франция), к-рый с тех пор проводится ежегодно и является наиб. престиж. западным МКФ. В первые послевоен. годы возникло еще неск. МКФ: в Локарно (Швейцария), в Зап. Берлине, в Сан-Себастьяне (Испания). С 1946 функционирует чехосл. МКФ, к-рый сначала проводился в Марианске-Лазне, а с 1950 - в Карлови-Вари. Он собирается только по чет. годам, «в очередь» с Моск. МКФ, к-рый, начиная с 1959, проводится по нечет. годам.

В наст. время общее кол-во МКФ не поддается учету, т.к. они беспрестанно множатся (а иные, напротив, прекращают свое существование). Кроме назв. стоит еще упомянуть МКФ в Вене, Монреале, Мангейме, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Нью-Йорке, Чикаго, Сан-Ремо, Торонто, Брюсселе, Пезаро, Лондоне, Мельбурне. Среди них есть тематич.: авторские, романтич., детектив., фантастич. ф.; картины, поставл. реж.-женщинами, и пр. Существуют МКФ без конкурса и наград. Напр., в Белграде ежегодно проводится МКФ под названием ФЕСТ, где демонстрируются лучшие ф., показ. на крупнейш. МКФ в данном году. На тех МКФ, где есть конкурс, выдаются призы, большая ч. к-рых имеет назв. и скульпт. изображение - эмблему того или иного МКФ. Гл. приз МКФ в Венеции - Золотой Лев св. Марка, Каннского МКФ - Золотая пальмовая ветвь, МКФ в Зап. Берлине - Золотой медведь, МКФ в Сан-Себастьяне - Золотая раковина. Не всегда гл. приз включает в себя эпитет «золотой». Гран-при МКФ в Карлови-Вари -Хрустальный глобус. Гл. приз Моск. МКФ долго был безымянным. Только на XVI МКФ в 1989 он обрел имя и скульпт. воплощение: Золотой Георгий Победоносец.

Кроме Гран-при почти на всех МКФ выдаются и др. призы: спец. приз жюри, приз за лучшую режиссуру, лучшую муж. и жен. роль и т. д. Сов. ф. в разные периоды получили немало призов на зап. МКФ. В период с нач. 30-х по нач. 50-х гг. наши ленты не посылались на Запад. В период «оттепели» сов. фильмы были широко представлены на МКФ и получили немало наград, в т. ч. «золото» на самых старейших и престижных МКФ, Венецианском и Каннском. Так, в 1958 Золотую пальмовую ветвь в Каннах завоевал ф. М. Калатозова «Летят журавли». В 1962 ф. А. Тарковского «Иваново детство» был награжден в Венеции Золотым Львом св. Марка. Эти 2 премии стали подлинным триумфом сов. кино на Западе. В застойные 1970 -80-е гг. наши ф. тоже получили неск. Гран-при, хотя не на столь престижных МКФ. В 1977 зап.-берл. Золотой медведь достался ф. Л. Шепитько «Восхождение», а Золотая раковина МКФ в Сан-Себастьяне ф. Н. Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино». В 1979 Золотая раковина была вручена реж. Г. Данелия (ф. «Осенний марафон»). Призов в Венеции нашим ф. в те годы не было, а в Каннах один раз, в 1983, приз за лучшую режиссуру получил фильм А. Тарковского «Ностальгия» (поставлен в Италии). Многие талантливые рос. ф. в те годы вообще не попадали на зап. МКФ, они не выпускались и на сов. экран. После 1985 на МКФ отмечались премиями нек-рые давние сов. фильмы, в свое время запрещ. для показа в нашем прокате: ф. К. Муратовой «Долгие проводы» (1968, приз ФИПРЕССИ в Локарно, 1987); ф. А. Аскольдова «Комиссар» (1967, Серебр. медведьв Зап. Берлине, 1988); ф. А. Михалкова-Кончаловского «Асино счастье» (1967, высш. приз итал. проката в Пезаро, 1988). В 1988 почетные призы получили такие ф., как «Маленькая Вера» В. Пичула (приз ФИПРЕССИ в Венеции, спец. приз жюри в Монреале, а также Зол. Хьюго МКФ в Чикаго), «Защитник Седов» Е. Цимбала (спец. приз жюри и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Мангейме), «Гость» А. Кайдановского (гл. приз на МКФ авторских ф. в Бенальмадене, Испания). В 1989 Зол. Хьюго обрел ф. К. Шахназарова «Город Зеро». Тогда же на МКФ в Монреале приз ФИПРЕССИ был вручен А. Сокурову за ленту «Спаси и сохрани». В 1990 в Каннах ф. Г. Панфилова «Мать» получил спец. приз «за худож. вклад в кинематограф». В том же 1990 Серебр. медведь зап.-берл. МКФ достался ф. К. Муратовой «Астенический синдром», премия ФИПРЕССИ в Сан-Себастьяне была вручена Ю. Мамину за гротесково-сатирич. ф. «Бакенбарды». Заметной победой нашего молодого кино можно считать награждение в Каннах (1991) двух работ начинающих реж.: приз «Золотая камера» - В. Каневскому за ф. «Замри, умри, воскресни» и премия «За лучшую режиссуру» П. Лунгину, автору ф. «Такси-блюз». В 1991 Золотого Льва св. Марка получил ф. Н. Михалкова «Урга».

Отеч. кинофестивали отмечают достижения в разных жанрах киноиск-ва и действуют по общепринятой европ. схеме. Наиб. значит. из рос. кинофестивалей - Моск. междунар. (проводится раз в 2 года в июле), Междунар. - открытый (проводится с 1990 ежегодно), «Фестиваль фестивалей» - фестиваль ф., получивших призы на различных МКФ, проводится с 1992 в СПб., Открытый росс. междунар. (г. Сочи, проводится с 1992), Популярный кинофестиваль (проводится с 1989), Международный открытый фестиваль актеров кино, учредитель спец. приза «Ника» (аналог амер. «Оскара») - Росс. Акад. кинематографических искусств.

Лит.: Шумяцкий Б. Сов. фильм на Междунар. киновыставке. М., 1934; Кино и время: Справ. по междунар. фестивалям: В 2 т. М., 1962.