КИНОДРАМАТУРГИЯ - теория по строения киносценария. К. фильма
включает представление о жизн. содержании, реальные противоречия, связи,
находящие выражение в драм. конфликте; собств. сценарные принципы выражения
данного содержания; выявляет связь сценария с постановкой. Между К. и драматургией
сценич. существует определ. сходство, т. к. драма (подобно киносценарию)
наделена внутр. потенциалом сценич. действия. Однако это сходство между
кино и т-ром по отношению к лит. первооснове сочетается с сущностными различиями
между т-ром и кино как видами иск-в. К. - совокупность кинодрам. произв.
опред. периода в соотнесении с процессом развития киноиск-ва. Организац.
и теоретич. издержки роста кинематографа в значит. мере касались К. и практики
сценарного дела. Если для нач. периода было достаточно элементарной фабулы,
заимств. у лит-ры самого разл. уровня, то с сер. 1910-х и особ. в 20-е
гг. к К. обратились такие писатели, как И. Бабель, Б. Лавренев, И. Эренбург,
Л. Рейснер. В К. появились противостоящие течения - прозаич. и поэтич.
Спор между ними, восходящий к разл. пониманию природы киноиск-ва и определению
в нем приоритетного, продолжался вплоть до 60-х гг. В 20-е гг. одноврем.
создаются монумент.-эпич. («Броненосец Потемкин», «Октябрь» С. Эйзенштейна)
и лиро-эпич. произв. К. («Арсенал», «Повесть пламенных лет», «Поэма о море»
А. Довженко). Тогда же появляется психол. драма, представл. сценариями
Б. Леонидова («Катька - Бумажный ранет») и К. Виноградского («Обломок империи»)
и лирич. ф. Е. Червяка («Девушка с далекой реки», «Мой сын»), заметно обогатившие
поэтич. направление в К. Появление звука в 30-е гг. повлекло за собой усиление
в К. драм., действующего нач. Лишь со 2-й пол. 50-х гг. противостояние
в К. уступило место сочетанию разл. подходов. Оказалось, что в К. возможен
лишенный традиц. интриги сюжет и герой, интересный не динамичностью поступков,
а напряжением дух. жизни. Киносценарии В. Некрасова, В. Пановой, Б. Метальникова
утверждали новую для К. эстетич. структуру. Нач. было положено ф. «Солдаты»
(1956, сцен. В. Некрасова, реж. А. Иванов), к-рый проложил дорогу нов.
направлению в К. Появление ф. В. Пановой («Сережа», 1956) подтвердило возможность
замены «крепкого сюжета», осн. на событийной фабуле, свободной формой новеллистич.
сюжета. Наблюдение за жизнью, не связ. «железной» драм. схемой, утверждало
в кино (вслед за лит-рой) возможность раскрытия внутр. мира чел. Сама творч.
практика подтверждала закономерность синтезирующего подхода к К., способной
на равных вбирать драм., эпич. и лирич. начала лит-ры, отсутствие в К.
родовых лит. приоритетов и, в частности, казалось, почти узакон. приоритета
драмы. К 60 -70-м гг. в К. упрочивается создание полижанровых структур.
К ранее изв. именам кинодраматургов добавляются новые: А. Адабашьян, А.
Гребнев, Р. Ибрагимбеков, С. Лунгин, В. Мережко, А. Миндадзе и др. Наряду
с полижанризмом возрождаются и традиц. кинематогр. жанры - приключенч.
фильм, детектив, мелодрама.
Лит.: Вопр. кинодраматургии: Сб. ст. М., 1954-74. Вып. 1-6; Л
о у с о н Д. Теория и практика создания пьесы и киносценария: Пер. с англ.
М., 1960; Демин В. Фильм без интриги. М., 1966; Вайсфельд И. О сущности
кинодраматургии. М., 1981; Зримое слово: Кино и литература: диалектика
взаимодействия: Сб. / Отв. ред. Н. Горницкая. Л., 1985.