РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

КИНЕМАТОГРАФИЯ РУССКАЯ

КИНЕМАТОГРАФИЯ РУССКАЯ

КИНЕМАТОГРАФИЯ РУССКАЯ КИНЕМАТОГРАФИЯ РУССКАЯ (до 1918) - перв. киносеанс в России состоялся 4 мая (ст. ст.) 1896 в увеселит. заведении «Аквариум» в С.-Петербурге. В мае того же года прошла премьера аттракциона «Синематограф братьев Люмьер» в Москве в саду «Эрмитаж», а затем его демонстрация была включена в программу Всерос. выставки в Ниж. Новгороде. К тому же 1896 относятся и перв. съемки в России (30 сент. была заснята торжеств. церемония перенесения чудотворн. иконы из Куряжского мон.).

Немалое место в репертуаре к/т составляли сюжеты культ.-ист. и этногр. содержания - хроника воен. действий на фронтах рус. -япон. войны, «Чума в Харбине» (1904, оператор П. Кобцов), «Выбор царской невесты», «Рус. свадьба XVI ст.» (реж. В. Гончаров). В 1907 начинает издаваться перв. в России кинематогр. ж. «Сине-фоно» (М., 1907 - 18, ред.-изд. В. С. Лурье).

К 1907 - 08 относится появление перв. нац. кинофирм. Большой вклад в орг-цию кинодела внесли предприниматели А. Ханжонков (1877- 1945), А. Дранков (1868 - ?) и др. 1-м рус. худож. ф. считается «Понизовая вольница», выпущ. ателье А. Дранкова в окт. 1908, - экранизация песни «Из-за острова на стрежень», поставл. посценарию В. Гончарова реж. В. Ромашковым, в исполнении актеров Введенского нар. дома в Петербурге. Картина снята А. Дранковым и Н. Козловским с одной точки и на натуре. Композитором М. Ипполитовым-Ивановым была написана музыка  к «Понизовой вольнице», ноты и граммофон. запись к-рой рассыпались вместе с копиями картины. Вслед за ней реж. В. Гончаровым поставлен у Ханжонкова ф. «Песня про купца Калашникова», ставший перв. экранизацией М. Лермонтова и вообще произв. классич. лит-ры.

Крупнейшим дорев. ист. фильмом стала картина «Оборона Севастополя» (фирма А. Ханжонкова). Съемки производились на подлинных местах ист. событий. В воссоздании на экране эпизодов обороны Севастополя 1854 - 55 участвовали войсковые соединения Севастоп. гарнизона. В ф. снимались А. Громов (в роли Нахимова), И. Мозжухин (в роли Корнилова) и др. Показ ф. состоялся в зале Моск. конс. в сопровождении симфонич. оркестра, исполнившего спец. написанную для ф. музыку композитора Г. Козаченко. «Оборона Севастополя» стала по существу 1-м полнометражным ф. (продолжительность 1 ч 40 мин).

В 1911 снят фильм «Песня каторжанина» - первая большая работа сценариста и реж. Я. Протазанова. В 1912 выходит ф. «Прекрасная Люканида, или Война рогачей с усачами» - 1-я картина реж. и худож. В. Старевича, создателя объемной мультипликации в рус. кино.

В 1913 Старевич ставит «Страшную месть» (по Н. Гоголю) - игровой ф. с использованием трюковых и комбинир. съемок, что тоже было впервые в рус. кино. Я. Протазанов предпринимает первый опыт создания биограф. ф. в рус. кино - худож. ф. «Уход великого старца» (фирма «Тиман и Рейнгардт», 1912), повествующего о последних днях жизни Л.Н. Толстого (в его роли - В. Шатерников). В ф. вошли и хроник. кадры, снятые в разное время в Ясной Поляне и на станции Астапово. Однако родственники писателя сочли публич. демонстрацию недопустимой, и ф. не был выпущен на экран.

В поисках мат-ла рус. кино обращалось ко всему культ. и худож. наследию России 19 - нач. 20 в., ив перв. очередь к творчеству А. Пушкина, М.Лермонтова, Н. Гоголя, И. Тургенева, Л. Толстого, А. Островского; экранизировались произв. Д. Мережковского, М. Арцыбашева, А. Вербицкой, Л. Чарской, Л. Андреева и др. совр. писателей. Меняется техника съемки, накапливается постановоч. опыт и актер. мастерство, поэтому ф. быстро устаревают, и часто одни и те же произв. экранизируются за короткий период дважды и трижды. Так, «Маскарад» М. Лермонтова ставился на экране трижды - в 1910 (реж. П. Чардынин), 1914 (реж. А. Долинов), 1918 (реж. В. Висковский). Фильм «Анна Каренина» (1914) стал началом реж. деятельности в кино В. Гардина и ознаменовался первым появлением на экране в эпизодич. роли Веры Холодной. В 1915 снимается ф. «Портрет Дориана Грея» в постановке и с участием (в роли лорда Генри) Вс. Мейерхольда. В том же году выходит ф. «Царь Иван Васильевич Грозный» (по драме Л. Мея «Псковитянка», реж. А. Иванов-Гай) - единств. ф. с участием Ф. Шаляпина, снятый в России. Наряду с театр. актерами, время от времени снимающимися в кино, складывается круг пост. кинематограф, актеров, приз. любимцев публики, среди к-рых: В. Холодная, В. Каралли, В. Максимов, И. Мозжухин, В. Полонский, О. Рунич. Около 80 ф. поставил в рус. частных фирмах Я. Протазанов, в т. ч. вошедшие в историю кино ф. «Пиковая дама» (по А. Пушкину, 1916) и «Отец Сергий» (по Л. Толстому, 1918) с И. Мозжухиным в гл. ролях. С кон. 1913 до нач. 1917 ок. 80 картин поставил реж. Евг. Бауэр. К 1918 относится участие В. Маяковского в качестве актера, сореж. и сценариста в ф. «Барышня и хулиган», «Не для денег родившийся», «Закованная фильмой». В 1917- 18 снимался эксперим. ф. «Проект инженера Прайта», ставший реж. дебютом Л. Кулешова и заложивший основы «кинематографич. выразительности». К сер. 1919 частное произ-во фильмов в стране прекращается, происходит национализация кинематографа. Из 2000 худож. фильмов, снятых в России в 1908-18, сохранилось всего немногим б. 300.

В дорев. России выходило множество периодич. изд. по кино: «Вестник кинематографа» (М., 1910-17, ред. А. И. Иванов-Гай), «Киножурнал» (М., 1910-17, ред. Р. Д. Перский), «Новости экрана» (М., 1913-14, ред. Н. К. Новиков), «Экран России» (М., 1916, ред. В. Ф. Добровольский), «Проектор» (М., 1915-18, ред.-изд. И. Н. Ермольев) и ряд др.

Лит.: Ханжонков А. Первые годы русской кинематографии. М.; Л., 1937; Вишневский Вен. Художественные фильмы дореволюционной России: (Справ. изд.). М., 1945; Форестье Луи. «Великий немой»: (Воспоминания кинооператора). М., 1945; Иезуитов Н. Киноискусство дореволюционной России // Вопр. киноиск-ва. М., 1957. Вып. 2.; Зоркая Н. На рубеже столетий. У истоков массового искусст-ва в России. 1900-1910 гг. М., 1976.