РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

КИЕВО-ПЕЧЁРСКАЯ ЛАВРА

КИЕВО-ПЕЧЁРСКАЯ ЛАВРА

КИЕВО-ПЕЧЁРСКАЯ ЛАВРА КИЕВО-ПЕЧЁРСКАЯ ЛАВРА - один из крупнейших и богатейших рус. монастырей, считавшийся «старейшим по своей славе». Основателем его был преп. Антоний, а устроителем - преп. Феодосии. Антоний дважды подвизался на Афоне, после 1051 поселился в пещере (печере) над Днепром (отсюда наименование мон., ныне место Дальних пещер), при его келье стала собираться братия. Впоследствии Антоний в поисках уединения удалился на соседний холм (ныне Ближние пещеры). В 1062 братия поселилась «на верху» горы (ныне Верхняя лавра), игуменом монастыря стал преп. Варлаам, после него преп. Феодосии. В отличие от большинства рус. мон. домонгольского периода,

К.-П. мон. не являлся ктиторским и устраивался «постепенными подаяниями». Преп. Антоний и Феодосии (канонизированы в 1085) стали родоначальниками осн. направлений в рус. монашестве - отшельничества и общежития. В К.-П. мон. выработалась дисциплина тайной исповеди и ин-т духовничества, Феодосией введен Студийский (Студитов) устав, к-рый сохранялся в рус. монастырях до кон. 14 в. К.-П. мон. являлся средоточием духовной и культурно-хозяйственной жизни Киевской Руси.

К.-П. мон. дал начало всем основным видам иноческих подвигов - мученической кончины, пещерного жительства, затворничества, юродства, молчальничества, послушаний - социального служения и благотворительности, миссионерства, врачебного дела, образования, летописания, книжного дела, зодчества, иконописания и реставрации, гимнографии, ремесел. Из переписки быв. насельника монастыря еп. Владимиро-Суздальского Симона (ум. 1226) и Киево-Печерского священноинока Поликарпа к 1-й трети 13 в. сложился «Киево-Печерский патерик» - известнейший памятник др.-рус. письменности и исторический источник.

С 1071 К.-П. мон. - архимандрия. Более 50 иноков К.-П. мон. занимали епископские кафедры, в их числе святители Никита Новгородский, Леонтий Ростовский, Нифонт Новгородский, Арсений Тверской; нек-рые уходили в обитель на покой (св. Меркурий Смоленский). Среди постриженников монастыря - кн. преп. Никола Святоша; преп. Илия Муромец, известный герой былин, преп. Иеремия и Матфей прозорливые. В 1240 К.-П. мон. разорен нашествием Батыя, с 1362 Киев и монастырь под властью литовских князей, но разорялся во время татарских набегов 1416 и 1482. Был центром борьбы против Брестской унии.

С 1598 К.-П. мон. - лавра, ставропигия Константинопольского патриарха. В 1614 из лаврской типографии выходит первая книга. Архимандрит (впоследствии митрополит) Петр Могила основал в К.-П. Л. уч-ще, положившее начало Киево-Могилянской академии. В 17 в. лавра пользовалась покровительством украинских гетманов (особенно И. С. Мазепы), затем рус. царей. С 1688 подчинена Московскому патриарху, статус лавры подтвержден. С 1786 настоятели - киевские митрополиты; в числе последних - высокопреосвященные Евгений (Болховитинов) и Филарет (Амфитеатров), погребен, в лавре. Монастырь в годы 1-й мир. войны открыл приют для детей павших воинов, госпиталь, выделил более полумиллиона рублей на нужды фронта. 150 насельников находились в действующей армии. Общее число братии к 1917 превышало 300 чел., доходы в 1913 составляли 1,26 млн руб.

Среди наиболее почитаемых святынь К.-П. Л. - нетленные мощи более 120 киево-печерских преподобных в Ближних и Дальних пещерах, святителей Михаила Киевского и Павла Тобольского, глава св. Владимира, иконы Успения и Игоревская. К.-П. Л. - крупнейший объект паломничества: ее посещали святые Игорь, Димитрий Ростовский, Павел Тобольский (умер и погребен в лавре); имп-цы Елизавета I и Екатерина II, имп-ры Александр I, Николай I, Александр II, Николай II; кн. Г. А. Потемкин, А. С. Пушкин, А. Н. Муравьев, гр. А. А. Орлова-Чесменская (крупнейшая благотворительница лавры), Н. С. Лесков, Т. Г. Шевченко, Л. Н. Толстой, М. В. Нестеров, М. А. Врубель, П. А. Столыпин. В К.-П. Л. похоронены кн. К. И. и К.(В.) К. Острожские, митрополит Петр Могила, В. Л. Кочубей, И. И. Искра, монахиня Нектария (кн. Н. Б. Долгорукова), гр. П. А. Румянцев-Задунайский, И. В. Гудович, П. С. Кайсаров, кн. Ф. В. Остен-Сакен, гр. Е. В. Путятин, П. А. Столыпин.

Гл. памятник лавры - «Великая церковь», или собор Успения Пресвятой Богородицы - построен на месте явления огненного столба четырем цареградским зодчим, призванным Божией Матерью возвести церковь на Руси. По преданию, Богородица дала для нее мощи святых и свою икону, впоследствии известную как Печерская. Заложена преп. Феодосией в 1073, освящена в 1089, восстановлена после пожара 1718 в 1722 - 29; имела семь приделов, расписана в 1893 - 96 под рук. В. П. Верещагина. Другие церкви - в Верхней лавре: Троицкая над Святыми вратами (1106 - 08, построена преп. Николой Святошей, перестроена в 1696); Всехсвятская над «Экономич. воротами» (1696 - 98), Антоние-Феодосиевская трапезная в византийском стиле (1893 - 95, арх. В. Н. Николаев; интерьеры - арх. А. В. Щусев, художники И. С. Ижакевич, Г. И. Попов, А. А. Лаков); Благовещенская при митрополичьем доме (1904 - 05); в Больничном монастыре - Никольская (кон. 17 в.) и Божией Матери «Утоли моя печали» (1862); церкви при странноприимище (1865) и новой больнице (1912) во имя Божией Матери Всех Скорбящих Радости; на Ближних пещерах - Крестовоздвиженская (1700), Всех Преподобных Печерских (1839), Сретенская (1854), в самих пещерах - Введенская, Антониевская и Варлаамовская; на Дальних пещерах - Рождество-Богородицкая (1696, на месте храма 11 в.), Зачатия Св. Анны(1679, 1763, 1809 - 11), в самих пещерах - Благовещенская, Феодосиевская и Христорождественская (вероятно, все они возникли в 11 в.). Большая колокольня (высота 96,5 м) построена арх. И.-Г. Шеделем (И. И. Шейденом) в 1731-45, колокольня на Дальних пещерах - арх. И. Г. Григоровичем-Барским в 1754 - 61. Большинство церковных и гражданских строений лавры возведены в стиле украинского барокко (арх. С. Д. Ковнир, Д. Аксамитов и др.). В 1698 - 1701 сооружена каменная стена Верхней лавры на месте стены кон. 12 в. В 1844 - 45 окружена каменными стенами Нижняя лавра.

В 1918 близ стен лавры был убит проживавший в ней настоятель, митр. Владимир (Богоявленский), один из первых новомучеников (канонизирован РПЦ). 5-8 апр. 1922 произведено изъятие церк. ценностей. В 1923 -26на территории лавры располагался инвалидный городок. С 1926 начался процесс закрытия К.-П. Л., который закончился окончательным выселением братии в нач. 1930. Превращена в музей - «Киево-Печерский гос. ист.-культурный заповедник». Во время нем. оккупации 3 нояб. 1941 при невыясненных обстоятельствах был взорван Успенский собор. Открыта в 1942 во время нем. оккупации по инициативе архиеп. Антония (кн. Абашидзе). Повторно закрыта в 1961. Возрождается с 1988. Относится к юрисдикции Украинского экзархата Московского патриархата, кафедральный собор - церковь во имя Преподобных Антония и Феодосия, заканчивается воссоздание Успенского собора.

КИЕВО-ПЕЧЁРСКАЯ ЛАВРА

Кижский погост

Лит.: Евгений (Болховитинов), митрополит. Описание Киево-Печерской лавры. Киев, 1831; Л е б е д и н ц ев П. Киево-Печерская лавра в ее прошедшем и нынешнем состоянии. Киев, 1894; Л о г в и н Г. Н. Киево-Печерская лавра. М., 1958; Килессо С. К. Киево-Печерская лавра. М., 1975; Толочко П. П. Киев и Киевская земля в эпоху феодальной раздробленности XII - XIII веков. Киев, 1980; Очерки истории Киево-Печерской лавры и заповедника. Киев. 1992.