КЕРАМИКА (греч. keramike - гончарное иск-во) - 1) Изделия из
обожженных глин или их смесей с разл. неорганич. соединениями. 2) Область
прикладного и декор. иск-ва. Пластич. свойства глины, широкие возможности
керамич. декора позволяют создавать скульптуру, панно, вазы, утварь, облицовочные
плитки, архит. детали, изразцы, черепицу и т. д. Первые керамич. изделия
относятся к верхнему палеолиту (30 - 27 тыс. лет до н. э.). К. является
одним из осн. разделов мат. культуры большинства др. цивилизаций Европы,
Америки, Азии, сохранившейся до нашего времени. К числу гл. технологий
К. относятся: терракота, майолика, фаянс, фарфор, каменная масса. Расцвет
К. в Европе пришелся на антич. эпоху. Возрождение К. в Европе происходит
в эпоху Ренессанса - сюжет. роспись вновь становится осн. видом декорирования
изделий, керамич. скульптура получает монум. характер (Италия, кон. 14
- 17 вв.); появляются новые центры произ-ва К. в Европе: Нюрнберг (Германия,
с 16в., майолика), Ним, Лион, Невер (Франция, с 16 в., майолика, фаянс),
Делфт (Голландия, с 17 в., фаянс) и т. д. В 18 в. замет. влияние оказывают
дальневост. традиции К. (Япония, Китай), к-рые приносят в Европу новые
технич. и декор. решения. Новый этап в развитии европ. К. - 2-я пол. 19
- нач. 20 в. - период господства идей символизма и стиля модерн (изделия
фарфор. з-да в Копенгагене, Дания). В 20 в. наблюдаются активные поиски
простых, часто совершенно чистых от декора, целесообраз. форм в К., рассчит.
на массов. произ-во (разработки «Баухауза», Германия). Во 2-й пол. 20 в.
развивается стремление к рацион. простоте предметов, подчеркиванию их функцион.
назначения, структурных качеств мат-лов. В России изделия К. (прежде всего
разл. сосуды) известны с 10в.; в 11 в. они декорируются росписями с применением
эмали и глазури; для возведения построек использовалась плинфа. После упадка,
вызв. тат. нашествием (13 в.), традиции К. возрождаются в 15 в. С 17 в.
появляются геометрич. орнаментация, плоскорельеф. изображения. В 18 в.
начинается произ-во майолики с росписью по сырой эмали (ф-ка А. Гребенщикова
в Москве, с 1724). Для украшения зданий используются терракот. и глазуров.
изразцы (произ-во в Москве, Ярославле). Появление фарфора в России относится
к 1747 (Д. Виноградов). С того времени действует «порцелиновая» мануфактура
(ныне Фарфор. з-д им. М. Ломоносова в СПб.). В 1766 осн. ф-ка Ф. Гарднера
(Вербилки, близ Москвы, ныне Дмитровский фарфор. з-д). К сер. 19 в. осн.
центром керамич. (фарфоро-фаянс.) произ-ва становится Гжель (ок. 50 предприятий).
В кон. 19 - нач. 20 в. одним из крупнейших фарфоро-фаянс. з-дов становится
также з-д Кузнецова (Дулево, близ Москвы, ныне Дулевский з-д). Развиваются
нар. худож. промыслы (дымков. игрушка, скопин. керамика и т. д.). Худож.
формы стиля модерн характерны для изделий К. мастерской Абрамцева; в отделке
фасадов зданий широко используются цветной глазуров. кирпич, майоликовые
панно, изразцы. Интенсивный период в развитии керамич. произ-ва в России
наблюдается в кон. 1910 -20-х гг. Разрабатываются совершенно новые эстетич.
принципы и худож. формы, к-рые оказали существ. влияние на развитие декор.
К. в мире. В 1950 -60-е гг. утверждается принцип утилитарности, в формах
изделий начинают преобладать упрощенность, линейность, абстрактность мотивов.
В 1970 -80-е гг. происходит развитие пластики предметов, наблюдаются сложные
тональные сочетания; объемная структура изделий приближает их к скульптуре.
Декорат. архит. и парковая К. получает дальнейшее распространение, осваивая
новые типы сооружений (напр., станции метрополитена) и пространств.