РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
В большинстве своих работ К. воплотил основной стиль своей эпохи - классицизм. Кроме Никитина и Баженова, на формирование манеры К. оказали влияние работы Ж.-Б. Валлен-Деламота, труды А. Палладио и Ж.-Ф. Блонделя. В 1776-88 он построил здание Сената в Моск. Кремле, органически включив его в древний ансамбль. Тогда же (1786) К. реконструировал Лобное место на Красной площади.
М. Ф. Казаков
К. построил в Москве множество богатых барских усадеб, определивших стиль жизни моск. аристократии. Среди них дом-усадьба Демидова в Гороховском пер. (1779 - 81) со знаменитыми «Золотыми комнатами», дома Губина на Петровке (1780-е гг.), Барышникова (1797-1802). Интерьеры, созданные К. в этих зданиях, принадлежат к числу лучших в классицизме (но мало известны, т. к. практически все они были недоступны для посещения).
Усадебная композиция применена К. также в стр-ве многих обществ. зданий, став тем самым характернейшей чертой градостроения Москвы классического периода. В 1786 - 93 К. построил здание Моск. ун-та, к-рое после пожара 1812 было перестроено Д. Жилярди, переведшим его из ионического ордера в дорический, и сохранило лишь общую композицию К. В 1780 - 90 (с перерывами) К. переделывал особняк на углу Охотного ряда и Б. Дмитровки, приобретенный моск. дворянством для Благородного собрания, создав в нем знаменитый двусветный Белоколонный зал с коринфской колоннадой, поддерживающей хоры, и отличающийся исключительным благородством пропорций без каких-либо декоративных деталей. Зал стал эталоном парадного зала, и его архитектурный тип многократно воспроизводился не только в эпоху классицизма, но и позднее (широко известен как «Колонный зал Дома Союзов»).
В 1796-1801 К. создал на Б. Калужской ул. Голицынскую больницу. Это здание, в отличие от прежних, решено в формах строгого классицизма, которые получили развитие в 19 в. К. занимался гравюрой и рисунком, проектировал предметы дворцовой обстановки, руководил созданием серии из 13 «Архит. альбомов», запечатлевших наиболее значит. здания, возведенные им самим и др. архитекторами. Организовал в 1780-х гг. архит. училище при Экспедиции кремлевского строения (выпускники И. В. Еготов, О. И. Бове, Е. Д. Тюрин и др.).
Наряду с Дж. Кваренги, Н. А. Львовым, П. Р. Никитиным, И. Е. Старовым К. является создателем стиля екатерининского классицизма, и его деят-ность в этом ряду сформировала классический характер застройки Москвы кон. 18 в.: известно выражение «казаковская Москва». В 1801 К. по болезни вышел в отставку.
Лит.: Власюк А. И., Каплун А. И., Кипарисова А. А. Казаков. М., 1957; Гейдор Т. И. Архитектор М. Ф. Казаков. М., 1987.