РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

КАЗАКОВ Матв. Фед.

КАЗАКОВ Матв. Фед.

КАЗАКОВ Матв. Фед. КАЗАКОВ Матв. Фед. (1738-1812) -архитектор. Учился с 1751 в архит. школе у Д. В. Ухтомского, затем у П.Р. Никитина; в 1760 произведен в «прапорщики архитектуры». Работал под рук. П. Р. Никитина в Москве, с 1763 в Твери, где создал первые постройки (Путевой дворец Екатерины II, перестроен из быв. Архиерейского дома, ряд жилых домов). С 1768 работал с В.И. Баженовым, был его главным помощником в разработке проекта Кремлевского дворца, в 1775 произведен в архитекторы. Наряду с Баженовым, К. искал пути синтеза европ. и рус. архитектуры, воплощением чего стала уже его первая значит. постройка: Петровский подъездной дворец (1775 - 82), гдеклассич. симметричная композиция сочетается с др.-рус. и готич. декором. Это здание стоит у истоков рус. псевдоготики, как и одновременно начатый Баженовым ансамбль Царицына, перестройка которого с 1787 велась К. в том же стиле, но осталась неоконченной.

В большинстве своих работ К. воплотил основной стиль своей эпохи - классицизм. Кроме Никитина и Баженова, на формирование манеры К. оказали влияние работы Ж.-Б. Валлен-Деламота, труды А. Палладио и Ж.-Ф. Блонделя. В 1776-88 он построил здание Сената в Моск. Кремле, органически включив его в древний ансамбль. Тогда же (1786) К. реконструировал Лобное место на Красной площади.

КАЗАКОВ Матв. Фед.

М. Ф. Казаков

К. построил в Москве множество богатых барских усадеб, определивших стиль жизни моск. аристократии. Среди них дом-усадьба Демидова в Гороховском пер. (1779 - 81) со знаменитыми «Золотыми комнатами», дома Губина на Петровке (1780-е гг.), Барышникова (1797-1802). Интерьеры, созданные К. в этих зданиях, принадлежат к числу лучших в классицизме (но мало известны, т. к. практически все они были недоступны для посещения).

Усадебная композиция применена К. также в стр-ве многих обществ. зданий, став тем самым характернейшей чертой градостроения Москвы классического периода. В 1786 - 93 К. построил здание Моск. ун-та, к-рое после пожара 1812 было перестроено Д. Жилярди, переведшим его из ионического ордера в дорический, и сохранило лишь общую композицию К. В 1780 - 90 (с перерывами) К. переделывал особняк на углу Охотного ряда и Б. Дмитровки, приобретенный моск. дворянством для Благородного собрания, создав в нем знаменитый двусветный Белоколонный зал с коринфской колоннадой, поддерживающей хоры, и отличающийся исключительным благородством пропорций без каких-либо декоративных деталей. Зал стал эталоном парадного зала, и его архитектурный тип многократно воспроизводился не только в эпоху классицизма, но и позднее (широко известен как «Колонный зал Дома Союзов»).

В 1796-1801 К. создал на Б. Калужской ул. Голицынскую больницу. Это здание, в отличие от прежних, решено в формах строгого классицизма, которые получили развитие в 19 в. К. занимался гравюрой и рисунком, проектировал предметы дворцовой обстановки, руководил созданием серии из 13 «Архит. альбомов», запечатлевших наиболее значит. здания, возведенные им самим и др. архитекторами. Организовал в 1780-х гг. архит. училище при Экспедиции кремлевского строения (выпускники И. В. Еготов, О. И. Бове, Е. Д. Тюрин и др.).

Наряду с Дж. Кваренги, Н. А. Львовым, П. Р. Никитиным, И. Е. Старовым К. является создателем стиля екатерининского классицизма, и его деят-ность в этом ряду сформировала классический характер застройки Москвы кон. 18 в.: известно выражение «казаковская Москва». В 1801 К. по болезни вышел в отставку.

Лит.: Власюк А. И., Каплун А. И., Кипарисова А. А. Казаков. М., 1957; Гейдор Т. И. Архитектор М. Ф. Казаков. М., 1987.