РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

КАВКАЗОВЕДЕНИЕ

КАВКАЗОВЕДЕНИЕ

КАВКАЗОВЕДЕНИЕ КАВКАЗОВЕДЕНИЕ комплекс гуманитарных дисциплин, изуч. яз., фольклор, историю, культуру народов, говорящих на иберийско-кавк. яз. Науч. изучение Кавказа началось в 18 в. по велению Петра I и продолжилось РАН. В 18 в. начался словарно-собират. этап в развитии К. Рус. акад. П. С. Паллас, возглавлявший в 1768 - 74 эксп. на Кавказ, и И. А. Гюльденштедт составили многояз. словари ряда кавк. яз. Гюльденштедт предложил классификацию этих яз., выделив черкесскую (абхазско-адыгскую), грузинскую (картвельскую), кистинскую (нахскую) и лезгинскую (дагестанскую) группы (позднее обнаружилось родство двух последних групп). К кон. 1-й трети 19 в. в К. обозначилась дифференциация в изучении уже накопл. мат-ла. Со спец. лингвистич. и этнограф, целями РАН организовала путешествия на Кавказ двух академиков: в 1807-08 Г.-Ю. Клапрота и в 1835-37 А. М. Шёгрена. История и культура народов, населявших Кавказ, только что вошедший в состав России, представляли для рус. пр-ва интерес, и, повидимому, К. имело от него не только администрат. поддержку. Постепенно центром К. становится СПб., а именно Азиатский музей. В 30-е гг. его 1-й директор,основатель отеч. науч.арабистики и крупный нумизмат X. Д. Френ, убежденный в необходимости всесторон. изучения Кавказа как региона, связыв. Россию и Ближний Восток, начинает стягивать сюда науч. силы. Он приглашает в 1837 франц. ученого М. Броссе, к-рый становится основателем науч. грузиноведения и создает свою науч. школу. Другой самобытный ученый, царевич Т. Багратиони, прекрасный знаток груз. рукописей, на первых порах очень помог Броссе. Вместе они создали коллекцию первоклассных рукописей - источников по изучению яз., истории, этнографии Кавказа. В Грузии в это время создается сер. новых грамматик, грузино-рус.-франц. словарь. В 19 в. К. не вышло за пределы традиц. понимания истории народов Кавказа как истории Грузии и Армении. Ист. прошлое бесписьм. народов Кавказа, их быт, яз. и культура еще не вошли в сферу науч. К. Новый этап в К. связан с им. Н.Я. Марра - главы сов. школы К. Его участие в образованной в 1917 при АН Комиссии по изучению племенного состава России и орг-ция им работы по изучению и определению племенного состава Кавказа при Кавказском ист.-археолог. ин-те имели результатом новое, расширенное понимание истории и культуры народов Кавказа. Н.Я. Марр принял участие в орг-ции новых культ. центров в Грузии, Армении, Азербайджане. В лингвистич. К. он положил начало сравнит.-ист. изучению картвельских яз., публиковал др. груз. тексты. Вместе с тем ч. его науч. наследия обесценена влиянием положений созд. им «нового учения о языке».

В наст. время в ист. науках К. все сильнее сказывается нац. разобщенность, и только лингвистич. К. сохраняет свое общекавказское значение. Завершен первичный описат. этап, изд. много словарей, проведена работа по созданию письменности и лит. норм для младописьм. яз. Описан строй всех кавказских яз. Наибольший объем работ выполняется в лингвистич. учреждениях Тбилиси и Москвы. В Тбилиси выходят периодич. изд.: «Иберийско-кавказское языкознание» (с 1946), «Ежегодник иберийско-кавказского языкознания» (с 1974), «Вопросы структуры картвельских языков» (с 1959).

Лит.: О р б е л и Р. Р. Кавказоведение //Азиатский музей - Л О Института востоковедения АН СССР. М., 1972. С. 468-499.