КАВЕРИН Вениамин Ал-др. (до 1930-под наст. фам. 3 и л ь б е р)
(1902 - 89) - прозаик. Род. в Пскове в семье музыканта. В 1919 поступил
в Моск ун-т. В 1920 перевелся в Петрогр. ун-т, одновременно поступив в
Ин-т живых вост. яз. на араб. отд-ние, к-рый окончил в 1923. В 1924 окончил
ун-т, где был оставлен в аспирантуре. В 1929 защитил дисс. на тему «Барон
Брамбеус. История Осипа Сенковского, журналиста, редактора "Библиотеки
для чтения"». В нач. 20-х гг. входил в группу «Серапионовы братья». Первый
(неопубл.) рассказ - «Одиннадцатая аксиома» (1920) - был удостоен премии
на конкурсе начинающих писателей, доброжелательно встречен М. Горьким.
Впервые напечатался в альм. «Серапионовы братья» в 1922 (рассказ «Хроника
города Лейпцига за 18... год»). Ранняя проза К. - фантастич., чисто сюжетные
рассказы (сб. «Мастера и подмастерья», 1923), детектив. пов. «Конец хазы»,
«Большая игра» (обе - 1926). Ром. «Скандалист, или Вечера на Васильевском
острове» (1928) - первый для К. опыт творчества в «формах жизни». Стремление
К. выработать свою повествоват. манеру дало основание рапповской критике
обвинить молодого писателя в «формализме». Широкой популярностью пользовался
ром. К. для юношества с признаками приключенч. жанра «Два капитана» (кн.
1-2, 1938 - 44; Сталинская премия за 1943 - 44); это единств. произв. К.,
удостоившееся признания со стороны офиц. критики. Проблемам науки и нравственности
посвящен ром. К. «Открытая книга» (1946 - 56). В 1956 вместе с К. Паустовским
идр. выступил сост. альм. «Лит. Москва», отразившего тенденцию к отказу
от казенных идеология, стандартов (здесь был опубл. ром. К. «Поиски и надежды»).
В 1962 К. опубл. пов. «Семь пар нечистых», посвящ. дням Вел. Отеч. войны
(в годы войны К. - воен. корр. «Известий»). Творчество К. в 60 - 80-е гг.
все чаще опирается на док-т (в частности, в осн. ром. «Перед зеркалом»,
1972). Больший лит. интерес представляет автобиограф. трилогия «Освещенные
окна» (1978), а также воспоминания, письма, портреты, собр. в книгах К.
«Здравствуй, брат. Писать очень трудно...» (1965), «Вечерний день» (1982),
«Письменный стол» (1985), «Литератор» (1988), «Счастье таланта» (1989)
и др. В т-рах ставились пьесы К.: «Укрощение мистера Робинзона» (1933),
«Актеры» (1938), «В гостях у Кащея» (1941), «Сказка о Мите и Маше» (1959)
и др. Много лет К. вел борьбу за возвращение в лит-ру замалчиваемых писателей
(Ю. Тынянова, М. Булгакова, «Серапионовых братьев», обэриутов), поддерживал
преследуемого А. Солженицына, подписал обращение в защиту Ю. Даниэля и
А. Синявского.