КАВАТИНА (итал. cavatina, от саvаrе - извлекать) - в итал.
опере 18- 19 вв. - выходная ария примадонны или премьера. В рус. музыке
эта традиция сохраняется еще в операх Глинки (К. Антониды из оп. «Жизнь
за Царя», К. Людмилы и К. Гориславы из оп. «Руслан и Людмила»). Однако
в последующем в рус. опере К. - это небольшой вокальный номер лирико-созерцательного
характера, отличающийся от арии большей простотой, спокойной мелодич. распевностью.
Характер К. предопределил основное драматургия. амплуа жанра в рус. опере
как формы самовыражения пассивно-созерцат. персонажей, противопоставленных
натурам страстным, действенным. К. обычно предназначалась для высокого
лирич. тенора, таковы К. Князя («Русалка»), К. завороженного восточной
негой Владимира Игоревича («Князь Игорь»), К. мудрого Берендея (« Снегурочка»
).