КАТЕХИЗИС - краткое изложение христ. вероучения. В первые века
христ-ва К. - устное наставление тех, кто обращался к ц.; предшествовало
крещению. Тогда же складываются его приемы и методы, излож. в соч. Иоанна
Златоуста и Блаженного Августина. В 16 в. назв. К. получает кн., утвержд.
высш. церк. властью в качестве пособия для элемент. обучения вере самих
христиан. К. - символич. книга; он содержит учение, признание к-рого обязат.
для каждого чл. ц. Содержание обычно излагается в форме вопросов и ответов.
В тех странах, где ц. является гос. и Закон Божий входит в число обязат.
предметов, К. используется в школьном преподавании. Свои К. имеются в католич.
(Римский К. 1566 и др.), лютеран, (большой и малый К. Лютера) и др. христ.
ц. В правосл. ц. изв. К. Лаврентия Зизания и киев. митр. Петра Могилы (17
в.), моск. митр. Платона (кон. 18 - нач. 19 в.). Наиб. распростр. К. моск.
митр. Филарета, вышедший в 1838. Правосл. свящ. обязаны вести К. поучения,
т. е. просто и понятно разъяснять К. верующим. В перен. значении К. - краткое
изложение к.-л. учения в форме вопросов и ответов.