КАТАФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ (катафатизм) - позит., утвердит. путь
познания Бога, в отличие от апофатич. и в дополнение к нему. Такое различение
проводится в «Ареопагитиках». К.Б. - это положит. определения Божества
или «имена» Бога, к-рый, как источник и нач. всего, «всеименен». Вершина
К.Б. - учение о Троице. Но К.Б., определяя Бога, тем самым Его ограничивает,
а потому недостаточно. Необходимо восполнение К.Б. богословием апофатическим,
или отрицат., утверждающим, что к Богу неприменимо никакое имя, что Он
«безымянен». Апофатизм мыслим лишь в связи с К.Б., будучи др. стороной
того же самого богословия. Бог сокровенный, пребывающий за пределами всего
того, что Его открывает, есть также тот Бог, к-рый Себя открывает. Он -
мудрость, любовь, благость, но Его природа остается в глубинах Своих непознаваемой,
и именно Он себя открывает. Имена самые высокие, даже имя «любовь», выражают
Божеств. сущность, но ее не исчерпывают. Божеств. имена в нек-ром смысле
помогают приблизиться к Богу, войти в Него, но не позволяют постигнуть
Его сущность, иначе Он определялся бы Своими свойствами; Бог ничем не определяем
и именно потому личен. Лит.: Лосский В. Н. Очерк мистического богословия
Восточной Церкви: Догматическое богословие. М., 1991.