РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

КАСПИЙСКОЕ ЛИТЬЁ

КАСПИЙСКОЕ ЛИТЬЁ

КАСПИЙСКОЕ ЛИТЬЁ КАСПИЙСКОЕ ЛИТЬЁ худож. ре месло, литье из чугуна камерной скульптуры, посуды, утвари, архитект. деталей, решеток, надгробий, предм. садового быта (столики, скамейки, кресла, вазы), корпусов часов и др. разл. бытовых предм. с ажурным орнаментом и рельефами, производящихся в г. Касли на вост. склонах Урала (ныне Челябинская обл.). Каслинский чугунолитейный завод осн. в 1747, вскоре был приобретен Демидовыми и в 1-й пол. 19 в. стал центром рус. худож. литья. Стиль К.Л. определила и наибольшую известность приобрела настольная скульптура, украшавшая интерьер с эпохи поздней эклектики, создававшая чувство уюта. Она получила широчайшее распространение в быту всех слоев населения. В сер. 19 в. были многократно повторены уменьшенные копии конных групп П. К. Клодта с Аничкова моста, модели гр. Ф. П. Толстого и др. Многие популярные скульптуры классицизма, повторенные в дешевом тиражировании и ставшие частью небогатого интерьера, «опростились», приобрели черты нар. ремесла. Параллельно этому процессу фольклоризации шла разработка оригинальных моделей К.Л., исполнение к-рых отличалось высоким мастерством: тщательная отливка, моделировка форм, тонкая обработка. Характерн. чертами К.Л. являются графичность силуэтов, сочетание тщательно проработ. деталей и гладких поверхностей с игрой световых бликов. Эти изделия были гордостью России и неоднократно получали высокие оценки на междунар. выставках. Одним из высших достижений К.Л. было изготовление настольных скульптур по моделям Е. А. Лансере 1880 -90-х гг. (напр., «Тройка», «Джигитовка»). Они во множестве наполняли собою интерьеры самых аристократам. домов. Модели для К.Л. делали Р. Р. Бах, Н. Либерих, М. Д. Канаев (первый скульптор, работавший на з-де), мастер завода В. Ф. Торокин («Старуха за прялкой», «Крестьянин на пашне») и др. Прославился «Чугунный павильон» Всемирной выставки в Париже 1900 по проекту арх. Е. Баумгартена. После 1917 происходит падение кач-ва, потеря худож. значения изделий К.Л. В сов. время з-д работал по моделям Н. А. Андреева, И. С. Ефимова, Н. В. Томского и др.; выполнялись портреты В. И. Ленина, И. В. Сталина и др. вождей ком. партии, скульптурная группа «Гимн Советского Союза», жанровые и анималистич. скульптуры, архит. изделия для парков, обществ. зданий, станций метрополитена, Всесоюзной с.-х. выставки, для мостов и набережных разл. городов, но К.Л. как особый вид худож. ремесла практич. прекратило свое существование.

КАСПИЙСКОЕ ЛИТЬЁ

Лит.: Пешкова И.М. Иск-во каслинских мастеров. Челябинск, 1983.