КАША - блюдо из сваренных круп. У всех народов-землепашцев зерно
и блюда из него являлись атрибутами религ. ритуалов (культ Деметры у греков,
Цереры у римлян и т. д.). У славян К. была ритуальным блюдом на поминках
и праздниках (кутья), родинах (бабья К.), обязат. - при свадеб. обряде
(даже свадеб. пир называли «кашею»). В старину варили К. с рыбой, грибами
и др. продуктами из пшена, овеян. и ячнев. круп, затем из риса («пшено
сарацинское», зерен зрел. пшеницы, из незрелых зерен (зеленая К.) гречневой
крупы, позднее - из пшеничной крупки (манная крупа). К. была одним из осн.
блюд повседнев. и празднич. столов вост. славян. По консистенции К. бывают
рассыпчатыми, вязкими, жидкими. Вязкие и жидкие К. варят на воде, молоке,
их смеси, а также на пахте (сыворотке, оставшейся после получения творога,
масла), - юражные К. В пословицах К. выступает в качестве сытной хорошей
еды («Эка невидаль, что К. естся»; «Сыт татарин, коли К. не есть»), хотя
и простой («К. наша, щи поповы»). Как синоним еды выступает в таких фразеологизмах
как «сапоги К. просят» или «мало каши ел» (про слабого). К. - также общая
еда, ср. диал «К.» - «артель», «однокашники» про одноклассников или «соучеников»,
«кашевар» - «повар, стряпун на артель» (В. Даль). «Заварить кашу» - «быть
виною (причиной) суматохи» (В. Даль). К. также выступает как обозначение
крестин или их эл-тов и отд. моментов свадьбы, имеется множество фразеологизмов
со словом К. обозначающим те или иные аспекты или моменты ритуалов. В гор.
быту К. - признак простонародности или простоты: так в «Анне Карениной»
Левин говорит в ресторане: «Мне все равно. Мне лучше всего щи и каша, но
ведь здесь этого нет», на что официант отвечает: «Каша а-ля рюсс прикажете?»
Однако К., особенно гурьевская, фигурирует и в светских Петербург. обедах
(ср. меню П.П. Дурново 20 янв. 1858, где фигурируют в качестве первого
блюда «щи и каша» и в заключение обеда «гурьевская каша»).