РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
К. - один из крупнейших представителей метафизики всеединства. Осн. категории и символы этого идейн. течения сложились у него в целостное систематич. учение. Оригинальность воззрений К. состоит в том, что всеединство трактуется им в 1-ю очередь в ист. аспекте - как единый божеств., космич., ист. процесс. К. - софианец, Софию понимает как любовно-мистич. причащение к Божеств. мудрости, в этом его концепция близка к теософским размышлениям ранне-христ. гностиков и В. Соловьева. Ист. концепция К. была изложена в работах: «Основы средневековой религиозности...» (1915), «Культура средних веков» (1918), «Введение в историю» (1920), «Философия истории» (1923). Ист. метод К. сложился под влиянием Ж. Мишле, И. Тэна, представителей направления «культурно-ист. типов» (Н. Данилевский, К. Леонтьев, О. Шпенглер), методологии Г. Гегеля и Э. Дюркгейма. К. - один из родоначальников статистич. понимания истории, осн. на описании определ. ист.-культурных статистич. рядов, способных характеризовать состояние соц. психики об-ва конкр. эпохи. Согл. К., исследователь должен вжиться в эпоху, выделить в концентрир. виде типич. эл-ты ее мышления и на осн. таких явлений культуры, как архитектура, лит-ра, философия, нар. фольклор, описать осн. психич. стихию об-ва; такой подход позволил самому К. охарактеризовать и сравнить определ. ист. типы культур в плане их оригинальности и неповторимости. Цель историка - собрать и описать эти бесценные явленности Всеединства, а задача философа - осмыслить синтетич. взаимодействие культур, объяснить взаимоотношения Бога и личности в их единстве и инаковости. Опред. влияние филос.-богослов. концепция К. оказала на И.О. Лосского.
Л, П. Карсавин
Соч.: Религиозно-философские сочинения. Т. 1. М., 1992; Философия истории. СПб., 1993; Малые сочинения. СПб., 1994.