РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
(1802-53) - драм. актер, литератор. Сын петерб.
актеров А. В. и А. Д. Каратыгиных. Окончил Горный корпус. К сценич. выступлениям
готовился под рук. А. А. Шаховского и П. А. Катенина. Дебютировал на петерб.
сцене в 1820 (Фингал в одноим. трагедии В. А. Озерова, загл. роль в пьесе
А. Н. Грузинцева «Эдип-царь» и Танкред в трагедии Вольтера). Прекрасные
внешние данные, эмоциональность, естественность, мужественность молодого
артиста сделали его непревзойденным исполнителем героич. ролей в классицистич.
драматургии. Позднее репертуар актера расширялся за счет мелодрамы и романтич.
драмы, в к-рых К. проявлял виртуозность внешнего рисунка, чувство стиля
и обдуманность исполнения. В 40-е гг. К. вместе с А. Е. Мартыновым и М.
С. Щепкиным стал родонач. психол. направления в рус. актерском иск-ве.
В течение 3-х десятилетий актер пользовался любовью и поклонением петерб.
публики, имел огромный репертуар и значит. влиял на общее состояние Александрийской
сцены и всего рос. т-ра. Особо можно выделить роли в произв. Шекспира (Лир,
Гамлет, Отелло, Кориолан), Шиллера (Карл Моор, Фердинанд), Пушкина (Дон
Гуан и Барон), необыкнов. успехом пользовалось исполнение им ролей Велизария
(в пьесе «Велизарий» Э. Шенка), Кина («Кин, или Гений и беспутство» А.
Дюма), Нино («Уголино» Н. Полевого), Гюга Бидер-мана («Смерть или честь»
Н. Полевого), Людовика XI («Замок Плесси-Латур, или Смерть Людовика XI»
К. Делавиня и «Заколдованный дом» И. Ауфенберга). Играл также Чацкого в
«Горе от ума» А. Грибоедова, Арбенина в «Маскараде» М. Лермонтова, Тараса
Бульбу в инсц. пов. Н. Гоголя, Ипполита в «Федре» Ж. Расина и др. К. много
сделал для расширения репертуара рос. т-ра собств. пер. и переделками пьес
Шекспира («Король Лир» и «Кориолан»), Расина, Дюма, В. Гюго и др. авторов,
инсценировал поэму А. Пушкина «Цыганы».