РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Сочетая службу (вплоть до 1917) с преподаванием и научной работой, К. стал с течением времени одной из центр. фигур отеч. педагогики. С его именем связано развитие женского образования в России, прогресс рус. средней школы и системы дошкольного воспитания, разработка научных оснований пед. процесса.
Многие годы К. вел активную общественную и научно-организац. деят-ность, оказывая определяющее влияние на работу Петерб. пед. об-ва, Фребелевского об-ва, Пед. музея военно-учебных заведений и др. пед. организаций и учреждений. Участвовал в организации и проведении съездов по пед. психологии, экспериментальной педагогике и семейному воспитанию, редактировал пед. и психол. журналы и сборники «Воспитание и обучение», «Образование», «Пед. листок» и мн. др. В 1898 - 1910 под его ред. вышла «Энциклопедия семейного воспитания и обучения» в 59 вып. (автором 10 выпусков был сам К.).
Ориентированная на общечеловеческие ценности, педагогика К. опирается на серьезный «антропологический» (т.е. прежде всего психологический и физиологический) фундамент, учитывает индивидуальные различия. Из этого следует, в частности, необходимость разнообразия общеобразовательных школ, вариативность и дифференциация учебного процесса. В системе взглядов К. важное место занимала идея автономности пед. процесса по отношению к гос-ву и церкви. Эту точку зрения он отстаивал и после Окт. рев-ции, когда стал (с 1921) проф. Воронежского ун-та (одновременно заведуя пед. техникумом).
Соч.: Из истории души. СПб., 1890; Основные начала семейного обучения. СПб., 1912; Педагогическая психология. СПб., 1914; История русской педагогии. Пг., 1915; Избранные педагогические сочинения. М., 1982.