РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

КАМИН

КАМИН

КАМИН КАМИН - открытая комнатная печь, возникшая как усовершенствование открытого очага. Размещается в нише капитальной стены или пристраивается к ней. К. включает топливник, изнутри облицованный огнеупорным кирпичом или чугунными плитами, и (ниже топливника) под, на к-ром лежит топливо. Для улучшения притока воздуха к топливнику под делается литым решетчатым (колосниковым), чаще чугунным. Колосниковая решетка укрепляется на металлич. та-ганчиках. Вместо решетки может вставляться жаровня. Под решеткой пода ставится выдвижной металлич. зольник. Вверх из топливника ведет дымоход. В качестве топлива используются дрова, уголь, кокс, торф. Достоинство К. - хорошая вентиляция помещений, создаваемая усиленной вытяжкой воздуха из комнаты. Недостатком К. являются малая нагреват. способность, требующая усиленного расхода топлива, и быстрое охлаждение помещения. Более совершенны т. н. голландские К., в к-рых для увеличения теплоотдачи за стенкой топливника пристраивают воздухозаборные карманы: поступая из помещения, воздух проходит за нагревающимися стенками топливника и, нагретый, выходит над каминной полкой через отверстия, украшенные металлич. решетками.

К. характерен для интерьера Зап. Европы 17 - 18 вв. и нетипичен для быта славянских народов. С петровского времени К. устраивались во дворцах как эл-т европ. дворцового интерьера, обычно имели декор или декорировались вазами на кронштейнах и даже в поде (что исключало функционирование К. для отопления). Использовались в основном ради вентиляции, для отопления К. иногда соединяли с печью. Начиная со 2-й пол. 18 в., К. стал почти обязат. эл-том парадного интерьера, имеющим только знаковую функцию, - он признак жилища европ. стиля жизни обитателей и одноврем. воплощение очага, некогда бывшего сакральным центром дома. Поэтому К. помещается в интерьере независимо от задачи отопления; в кон. 18 в. К. могли быть даже ложными.

Отделка К. создавалась архитектором в ансамбле с отделкой всего интерьера. К. отделывают изразцами, мрамором, фарфором, накладками из бронзы и резного камня, резным дубом и др. ценными породами дерева, топливник ограничивают худож. металлич. рамкой и т. д. К. оформляется как миниатюрное архитектурное сооружение: его украшают колонны, резные карнизы, скульптура (рельефные эмблемы и сцены, фигуры кариатид). Отделка поверхности стены над К. выделяет его: ее покрывают зеркалами, нередко в сложном архитектурном обрамлении, а также стенной живописью, картинами, рельефами. Полка К. - выступающая из плоскости стены часть его - используется для размещения часов (в центре), светильников (обычно по концам), ваз, статуэток. Украшением интерьера служили каминные принадлежности из бронзы, ставившиеся возле К.: таганы и шанэ (опоры колосников) с бронзовыми скульптурами, совок, метелка, кочерга, мехи. Ансамбль К. дополняется экраном - отдельным предметом мебели, представляющим собой обычно раму с натянутой в ней тканью (иногда две парные рамы); экран прикрывает нишу К. и служит регулированию температурного режима.

В 20 в. жилище в России организовывалось исключит. как функциональное, поэтому К., дающие мало тепла, но требующие много топлива, вышли из употребления. Однако в 90-х гг. с возрождением к-ры дома и интерьера их вновь стали устраивать в частных домах.