ЖУЛЕВА (НЕБОЛЬСИНА) Ек.
Ник. (1830-1905) - драматич. актриса. Брат ее, Г.Н. Жулев, актер Александрийского
театра, был известным сатириком из круга «Искры» (печатался чаще всего
под псевдонимом «Скорбный поэт»), автором и исполнителем куплетов. В 1840
- 47 училась в Моск. и Петерб. театр. уч-щах. С 1847 - в труппе Александрийского
т-ра. Эмоциональность, привлекательность и обаяние актрисы проявились в
водевилях «с переодеванием» (Габриэль - «Девушка-гусар» Ф.А. Кони, Лелев
- «Гусарская стоянка» В. Н. Орлова и др.), а вокальные данные позволяли
ей выступать также и на оперной сцене. Одноврем. играла в драматич. и мелодраматич.
репертуаре, увлекая зрителей простотой, искренностью, трогательностью,
«переполненностью чувствами» (Офелия, Амалия - «Тридцать лет, или Жизнь
игрока» В. Дюканжа и Дино, Эсмеральда - «Эсмеральда, или Четыре рода любви»
Ш. Бирх-Пфейфер, Донна Анна - «Каменный гость» А. С. Пушкина). Высшие творч.
достижения Ж. относятся к 60-80-м гг., когда она переходит на амплуа «грандам»
и «благородных матерей», демонстрируя удивительное чувство стиля, изысканность
манер, импозантность, а также комич. характерность и достоверность образов
(в т. ч. в пьесах А.Н. Островского - Турусина, Чебоксарова, Мурзавецкая,
Гурмыжская). Оригин. и умное дарование Ж. позволило ей пережить неск. театр.
эпох и в течение полувека пользоваться любовью зрителей. Благородство ее
манер, умение держаться современники объясняли еще и тем, что Ж. была не
только актрисой, но и светской дамой, женой генерала Небольсина. По существующим
правилам при их женитьбе либо она должна была покинуть сцену, либо он пожертвовать
карьерой. Генерал вышел в отставку. Др. роли: Лиза - «Горе от ума» А. С.
Грибоедова, Анна Андреевна - «Ревизор» Н. В. Гоголя, Дарья Васильевна -
«Провинциалка» И. С. Тургенева, Резцова - «Гувернер» В. А. Дьяченко, Бурденко
- «Раздел» А. Ф. Писемского, Столбцова - «Новое дело» Вл. И. Немировича-Данченко,
Адриенна Лекуврер в одноим. пьесе Э. Скриба.