ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ - рус.
нар. промысел худож. росписи металлич. подносов, реже др. изделий. Возник
в сер. 18 в. на Урале (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), назв. получил
по месту своего б. позднего распространения - д. Жостово Моск. обл. (1-я
пол. 19 в.); тогда же промысел развивается рядом в дер. Троицкое, Новосильцево
и др. Для произ-ва используется тонкая кровельная сталь, из к-рой штампуют
нужные формы (круглые, овальные, прямоугольные), вальцуют для придания
жесткости, грунтуют и трижды покрывают лаком, каждый раз просушивая в печах,
затем расписывают масляными красками. Изделия уральских мастеров разнообразны
по ассортименту (подносы, шкатулки, картины и т. п.), отличались богатством
мотивов; на технику и мотивы подмосковных мастеров оказали влияние мастера
лукутинских миниатюр. Роспись производится обычно в энергичной, свободной
живописной манере по черному, реже красному, синему, зеленому, белому или
серебристому фону; после росписи изделия вновь трижды покрывают бесцветным
лаком и полируют. Наиб. распространены цветочные мотивы - букеты, натюрморты,
гирлянды и т. д., заметна связь с характером рисунков набивных ситцев ивановских
фабрик. Родоначальниками лакового дела на Урале были отец и сыновья Худояровы,
знавшие секрет «хрустального» лака, крепостные горнозаводчиков Демидовых
(18 - 1-я пол. 19 в.). Первые изделия Ж.Р. датируются 1870 - 80 (О. Ф.
Вишняков, Е. Ф. Беляев и др.). На базе частных артелей образовалась Жостовская
фабрика декор. росписи (1928), где сосредоточилось развитие промысла (мастера
И. С. Леоньтьев, А. И. Лёзнов, А. П. Гогин, Н. С. и Д. С. Кледовы, П. С.
Курзин и др.). В 1940 - 50-х гг. иск-во Ж. Р. испытывает значит. трудности,
пагубное для ее специфики влияние станковизма и натурализма. Возвращение
к исконным нар. традициям начинается с кон. 1950-х гг. (В. П. Градов, М.
П. Савельев и др.). Лит.: Коромыслов Б. И. Букет цветов. М., 1962;
Его же. Жостовская роспись. М., 1977.