ЖИВОПИСЬ - вид изобразит.
иск-ва, произв. к-рого создаются с помощью красок. Изображение (фигуративное
или абстрактное) наносится на основу: холст, картон, бумагу, камень, стекло
и т. п. Решающая роль в Ж. принадлежит цвету как средству худож. выразительности.
По характеру применяемых красочных материалов Ж. подразделяется на масляную,
акварель, темперу, энкаустику, мозаику, витраж и т. п. По назначению различают
Ж. станковую, монументальную, театрально-декорационную. Ж. станковая имеет
назв. от станка (мольберта), на к-ром создается картина. Готовая картина
вставляется в раму и существует как самостоят. произв. независимо от окружения.
Эта специфика станковой Ж. (фигуративной) определяет ее возможности более
глубокой психол. разработки образов, сюжета. Ж. монументальная украшает
экстерьеры или интерьеры архит. сооружений, должна соотноситься с ними
(содержательно, масштабно, в цветовом решении), соответствовать их функц.
назначению. Фигуративная монументальная Ж. тяготеет к масштабности тем
и образов, требует большой обобщенности пластич. решения, строгой логики
композиц. построения, большой свободы живописного яз.; рассчитана на длительное
существование. Ж. театрально-декорационная используется в т-ре, включает
в себя декорации, костюмы, грим, разл. бутафорию, предполагает творческое
использование технич. достижений в обл. освещения (изменения цвета, тона
и т. п.); призвана глубже раскрыть идейно-эстетич. замыслы спектакля. В
фигуративной Ж. в зависимости от предмета изображения существует деление
на жанры: портретный, ист., батальный, бытовой, пейзажный, натюрморт, анималистич.
и т. д.
Лит.: Виппер Б. Р.
Статьи об иск-ве. М., 1970; Советы мастеров: Живопись и графика / Сост.
и автор примеч. А. С. Зайцев. Л., 1979; Волков Н. Н. Цвет в живописи. М.,
1984; Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия. М., 1986; Беда Г. В. Живопись.
М., 1986; Школа изобразит. иск-ва. М., 1986-93. Вып. 1-4.