«ЖИВАЯ ЖИЗНЬ»-
распространенная в нач. 20 в. худож.-филос. формула, означающая предпочтение
жизни в ее полноте и живой диалектике схемам рационалист. систем. Выработалось
два противоположных ее понимания. Первое было высказано участниками ж.
«Ж.Ж.» (Москва, нояб. 1907 - февр. 1908). Ред. указывала на преемств. «Ж.Ж.»
от «Нового пути», «Вопросов жизни» и «Века»; журнал ставил своей задачей
«служить по мере сил торжеству живой жизни». Единств. источником сил, необходимых
дляэтого торжества, признавалась религия. В программу ж. «Ж.Ж.»
входило требование освещать вопросы развития «нового религ. сознания»,
отношения христ-ва к социализму и анархизму, пересмотреть «аскетич. отношение
к миру», стать «энциклопедией живого и совр. апологетич. богословия». Второе
понимание формулы содержится в филос.-критич. иссл. «Ж.Ж.» В. Вересаева,
под влиянием ницшеанства исходившего из мысли о совр. «больном» мире и
несоверш. человеке как мат-ле, из к-рого самим же людям надлежит создать
социально «здоровое» об-во и «живого» - социально активного и биологически
полноценного человека. 1-ю часть книги, посв. филос. жизни Ф. Достоевского
и Л. Толстого, Вересаев завершал словами о том, что будущему свободному
человечеству предстоит в титанич. трудах «добыть силу жизни». Ее 2-я часть
«Аполлон и Дионис» («О Нищете») завершалась притчей, содержащей гимн жизни
и человеку, ее мужественному творцу: «...есть жизнь, есть радость и сила,
...жизнь и счастье на земле - не ложь, не обманчивый призрак...».