РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЖИЛИЩЕ

ЖИЛИЩЕ

ЖИЛИЩЕ ЖИЛИЩЕ - естеств. или искусств. убежище человека для защиты от внешней среды, для сна, отдыха, приема пищи и др. Может быть однокамерным (состоящим из одного помещения), многодворным (состоящим из неск. однокамерных строений) и многокамерным (неск. помещений в одном строении); многокамерное Ж. может быть горизонт. или вертик. (башенное строение). Ж. бывает подземным (землянка), наземным или на сваях. Центр традиц. Ж. чаще всего - очаг или его поздние формы - камин, печь. В эпоху нижнего палеолита Ж. располагалось в естеств. укрытиях (пещерах, под деревьями, на деревьях), дополнявшихся навесами из коры, кам. обкладками и т. п.; у нек-рых этносов, населяющих горные р-ны, Ж. располагаются в пещерах до сих пор. В верхнем палеолите появились шалаши, искусств. пещеры, хижины (Ж. из одной крыши без стен). В неолите начали строить дома; в эпоху промышл. переворота традиц. типы домов сменились совр.

По конструкции дома относятся к двум типам: каркасные, в к-рых тяжесть кровли опирается на столбы каркаса (вертик., дополняемые раскосинами - фахверк), а стены выполняют лишь изолирующую функцию; и с несущей стеной. С этой классификацией связана и др. - по соотношению стены и крыши: традиц. дома с несущей стеной чаще имеют низкую, или плоскую, крышу (впрочем, в Сев. и Сред. Рос. дома с несущей стеной имеют высокую крышу); каркасные дома чаще имеют высокую крутую крышу и низкие стены.

В соответствии с функциональным предназначением помещений: дом может быть только жильем, с жильем, складскими помещениями, с жилыми помещениями и скотным двором, с жильем, складскими помещениями и хлевом («единый дом»), а также, наряду с жилыми помещениями, хлевом, сараем, включать в себя двор («дом-двор»). Комплексные строения могут создаваться перегораживанием первоначально единого помещения или добавлением (пристройкой). У рус. крестьян осн. строит. мат-лом было дерево; в юж. безлесных р-нах преобладали глина, камень, саман и в пореформ. период обожженный кирпич.

В результате развития и усложнения первонач. типов Ж. к 19 в. сложились след. комплексы рус. крестьянского Ж.: сев.-рус. (Арханг., Вологод., Олонец. губ., сев. уезды Новгород. губ., а также левобережные уезды Тверской, Ярославской, Костромской, отчасти Пермской и Вятской губ.); ср.-рус. (Верхнее правобережное Поволжье, Сред. и Ниж. Поволжье, Моск., Смолен. и Калуж., отчасти Новгород., Вят. и Перм. губ.); зап.-рус. (Псков., юг Витебской, отчасти Петерб. и Новгород, губ.); юж.-рус. (Калуж., Орлов., Курская, юго-зап. часть Тульской губ. - зап. вариант; Воронеж., Тамбов., Ю. Рязанской губ. - вост. вариант); особняком стоит комплекс Ж. рус. населения бассейна Дона, а также рус. населения Кубани и Терека.

Эти комплексы различались по устройству пола (земляной, глинобитный, деревянный), по наличию или отсутствию подклета (подклети, подполья, подызбицы - помещения между полом и уровнем земли), а также по его высоте; по мат-лу изготовления стен; по форме, конструкции и мат-лу покрытия крыши; по внутр. планировке жилого дома (расположение печи и красного угла, направление устья печи); по типу двора (открытый, полуоткрытый, закрытый) и способу его связи с жилым домом; по наличию или отсутствию бани.

Наземный сруб был осн. типом Ж. у вост. славян в лесных р-нах (словен, кривичей) с самого раннего периода; в степной и лесостепной зоне преобладали землянки и полуземлянки. На Дону, у вятичей, в 8 - 13 вв. стены землянок и полуземлянок обычно облицовывали бревнами или расколотыми плахами, дерев. были и крыши землянок; печи клали из камня. У северян, населявших Ю.-Зап. Руси, полуземлянки имели глиняные стены и отапливались глиняными сводчатыми печами.

Из наземного сруба в дальнейшем развился дом на подклете (в Новгороде такие дома начали строить не позднее 13 в.), причем на Севере, Сев.-Вост. и в левобережном Поволжье стало преобладать Ж. на высоком подклете. У зажиточных крестьян Сев. высокий подклет развился в полноценный жилой этаж; в Поволжье он часто строился из кирпича и использовался под ремесл. мастерскую. Южнее дома строили без подклета, но с дерев. полом (Витеб., Смолен., Тульская, Тамбовская, Пенз., Воронеж. и Ю. Рязанской губ.), еще южнее, где раньше преобладали землянки и полуземлянки, - с земляным или глинобитным полом.

Крыши домов у рус. крестьян были двух осн. типов - 4-скатные, реже 3-скатные, крытые соломой или камышом (на Ю.), и 2-скатные, крытые деревом или соломой (на Севере, Сев.-Востоке, Западе, в Поволжье, отчасти в центр. губ.); в Поволжье и на Сев. встречались односкатные (на нежилых постройках). 4-скатные крыши были двух осн. типов; более архаичная - костром (горшком) на курных избах в Поволжье, Пермской и Вятской губ. (ряды постепенно укорачивающихся бревен кладут на каждую из стен сруба) к нач. 20 в. была в осн. вытеснена стропильной; 2-скатные крыши до сер. 19 в. были чаще всего самцовыми; бревна (самцы) передней и задней стен дома постепенно укорачивались доверху, образуя треугольные фронтоны; остов крыши образовывали продольные слеги, укреплявшиеся между бревнами фронтонов. К нач. 20 в. преобладает 2-скатная стропильная крыша. Крыши, крытые железом, у крестьян встречаются редко, лишь со 2-й пол. 19 в. в промышл. губ.

В ранний период распростр. типом у рус. было однокамерное Ж., отапливавшееся по-черному печью-каменкой или глинобитной печью. В таких домах и в 19 в. иногда жили вдовцы или бобыли. Однако уже в 19 в. или даже раньше строили и 2-камерные Ж., состоявшие из жилой половины и сеней - неотапливаемого помещения, примыкавшего к теплой избе; в отличие от избы, сени не имели потолка и накрывались общей с избой крышей. Уже в 15-16 вв. сложился и тип 3-камерного Ж. в трех осн. вариантах: 1) жилое помещение и клеть для хранения имущества или хлеба, соед. сенями; 2) связь - 2 жилых помещения, соед. сенями; 3) 2 поставл. рядом жилых помещения с приставл. сенями. Иногда оба жилых помещения были зимними, но чаще одно из них было теплым (зимняя черная изба), а второе - холодным (летняя белая изба, или горница). Обычно 3-камерное Ж. выстраивали вдоль улицы, но если вторым помещением была клеть, то в сев. и ср.-рус. губ. дом ставили перпендикулярно улице. В 18 в. в Поволжье и центр. губ. России стали ставить избы с прирубами - Ж. из двух срубов (избы с тремя окнами по фасаду и 2-оконным прирубом). На Сев. появились избы-двойники - из двух одинаковых срубов, с рус. печами в каждом. В 19 в. на этих терр. распространился пятистенок - удлин. сруб с внутр. поперечной («пятой») стеной; на длинной стене выступал один ряд торцов от смежных стен срубов. Одно помещение пятистенка было меньше др., сзади к ним пристраивались сени. В одном помещении ставили рус. печь, в др. - подтопок (голландку). В южно-рус. р-нах, где пятистенки строили из кирпича, сени-колидор пристраивали сбоку к короткой стене. В Обл. войска Донского и на Урале строили крестовки (шестистенки) - срубы с двумя внутр. взаимно перпендикулярными стенами. В зажиточных семьях к длинной стене двойной избы, части к-рой были соединены сенями, пристраивали неотапливаемое помещение во всю длину - колидор, или сени; тогда прежние сени превращались в кладовку или жилое помещение - середник, светелку.
 

ЖИЛИЩЕ

В горнице древнерусского дома. Худ. А. М. Васнецов

Для рус. крестьянского Ж. характерно расположение переднего (красного, большого) угла по диагонали от печи. На Ю. рус. печь располагалась в дальнем от входа углу, но на Ю.-Вост. она была обращена устьем ко входу, а на Ю.-Зап. - к боковой от входа стене. В зап. и сев. ср.-рус. зонах печь стояла у входной двери и была повернута устьем к ней (зап. тип) или к противоположной от входа стене (сев. и ср.-рус. тип). Печь всегда находилась на сев. половине дома. Более др. является юж. планировка: в 6- 10 вв. в Ж. вост. славян не было окон и вход ради лучшей освещенности был ориентирован на Ю.; с 10-11 вв., когда в домах стали прорубать окна, их располагали с юж. стороны, и выход переместился на сев. половину, рядом с печью. С тех пор печь всегда располагается в противоположной красному углу стороне. В пореформ. период место у печи стали отделять от остальной части избы дощатой переборкой.

В комплекс традиц. рус. Ж. входил двор, где держали скот, хранили с.-х. орудия и транспортные средства, зерно и др. Двор мог быть крытым (на Сев.), полузакрытым (в сред. полосе) и открытым (на Ю.). В крытый двор обычно можно было пройти из избы, не выходя на улицу. В р-нах распространения домов на высоком подклете крытый двор был, как правило, 2-ярусным: на нижнем этаже держали скот, а на верхнем (повети) хранили сено, утварь, устраивали клети и горницы. Южнее крытый двор строили одноярусным. Связь двора с избой могла быть различной: однорядная связь - двор примыкал к избе по оси постройки и был накрыт общей крышей; часто на Сев. такой двор разделял летнюю избу, обращ. к улице (перед), и зимнюю избу с сенями (озадок). Связь с отполком (Моск. губ., Сред. Поволжье) - вариант однорядной связи, когда двор был значительно шире избы; получившийся угол огораживали бревенчатой стеной и накрывали односкатной крышей, примыкавшей к боковому скату избяной крыши или начинавшейся с конька избы. В этой стене делали въезд с улицы. Связь глаголем (сапогом) - большой двор охватывал избу сзади и сбоку; вся застройка имела асимметричную крышу, а ворота устраивали с торца передней части двора, как при связи с отполками. К пятистенку или при 3-камерной связи в Верх. Поволжье двор иногда пристраивали сзади поперек оси дома, так что строение приобретало Т-образную форму; такую застройку называли поперечной (двор с ендовами).

По юж. окраине крытого двора (Верх. и Сред. Волга) встречалась 2-рядная связь («на два коня», «крыша с оврагом»): жилой дом и двор под 2-скатными крышами примыкали друг к другу длинными стенами, коньки их крыш были перпендикулярны улице; ворота устраивали в торце двора. Иногда двор в 2-рядной связи не имел отдельной 2-скатной крыши и перекрывался большой односкатной, примыкавшей к скату избяной крыши и ее коньку (скрытая, или слитная, 2-рядная связь, дом кашелем). Строения этого же типа, но с 2-ярусным двором (хоромы) строили в Арханг., Вологод., Перм. и Костр. губ. в 18 - 1-й пол. 19 в. В 19 в. в Поволжье и на Псковщине появился и откосной двор (двор на отставе), ставившийся перпендикулярно оси дома в 2 м от него и соединявшийся с домом крытым узким переходом.

На Зап. (Псков. и Витеб. губ.) часто встречалась 3-рядная застройка: к боковой стене дома примыкал крытый двор с хлевами под отд. 2-скатной крышей; по др. сторону дома, примерно в 7 м от него, параллельно ему стояли амбар, поветь, конюшня, клеть и др.; открытое пространство огораживали бревенчатым забором с калиткой и воротами под 2-скатной крышей. У богатых крестьян хлев и пр. надворные постройки продолжались за домом, поворачивались и смыкались, образуя букву П. В юж. ч. степной зоны открытый двор часто был незамкнутым - хоз. постройки располагались без особого порядка и не были связаны между собой. Др. тип открытого двора - замкнутый круглый двор, по 4-угольному периметру к-рого стояли дом и хоз. постройки (дом и амбар выходили на улицу), соед. сплошной оградой с навесом, открытым внутрь двора. Разновидность круглого двора - «двор-крепость», появившаяся в 15-17 вв. в степной зоне, где была велика опасность нападения татар: изба стояла посреди открытого 4-угольного пространства, образуемого надворными строениями и навесами; ограду делали из толстых дубовых бревен, вбитых стоймя. К кон. 19 в. этот тип двора стал видоизменяться и исчезать. В Моск. губ. был распространен двор-каре, образуемый с одной стороны 3-камерной связью, а с трех сторон - надворными строениями и навесами; открытую ч. двора («проглею») закрывали на зиму щитом (крышкой-плоскушкой). В Центре и на Вост. рус. терр. преобладал покоеобразный (буквой П - «покоем») двор: стоявшие на нек-ром расстоянии перпендикулярно улице изба и ряд хоз. построек (клеть, амбар, хлев, конюшня и др.) связывались спереди воротами с калиткой (вход в дом был всегда со двора, т.е. сбоку), а сзади - навесом (поветь, поднавес), иногда с к.-н. хоз. постройкой с ходом или воротами на задний двор или в огород. Хоз. постройки и навесы крылись общей 2-скатной крышей, изгибающейся по углам. Покоеобразный двор мог быть полузакрытым: небольшое открытое пространство посередине закрывали на зиму временной крышей, или плоскушею. В Перм. и Вят. губ. вся покоеобразная застройка с центр. двором накрывалась одной общей асимметричной крышей с коньком, перпендикулярным улице.

В крест. усадьбу на Сев. обычно входила баня, чаще всего черная, реже белая, с предбанником, типа пятистенка. В ср. полосе России, в Поволжье и на Зап. было распространено мытье в рус. печах и бани были не у всех крестьян. В юж.-рус. деревнях бани очень редки. Баня, стоявшая на границе обжитого и необжитого пространства, считалась «нехорошим» местом, где обитали недоброжелательные к человеку фольклорные существа - банник и банниха (обдериха).

В традиц. мировоззрении вост. славян дом занимал исключит. важное место (вплоть до индустр. периода): дом являлся универс. точкой отсчета в пространстве и вносил в него упорядоченность; дом был моделью мира и, с др. стороны, моделью человека. Дом играл ключевую роль в формировании важнейшей оппозиции «внутреннее - внешнее», «свой - чужой». Ж., устройство к-рого предопределяется соц. устройством коллектива, оказывает обратное воздействие на его соц. орг-цию и структурирование; Ж. является одним из источников и трансляторов соц. значимой информации - в частности, предполагает разл. стилистику поведения вне и внутри дома, а также в разных ч. его внутр. пространства. Особое значение имеют элементы, образующие внеш. и внутр. границы дома: стены и крыша, а также двери и окна; матица (толстое бревно, служившее основанием для потолка), воронцы (грядки - деревянные брусья, сходившиеся от смежных стен к печному столбу), печной столб, пол и потолок. К окнам и дверям применялись разл. средства, имеющие целью помешать проникновению в дом вредоносных сил (прибивание к косяку конской подковы, ножа, обломка косы, смывание наговоренной водой или молоком и т. д.). На пороге нельзя сидеть, стоять, есть, нельзя здороваться через порог. Через окно нельзя плевать, выливать воду или помон. Через окно подают нищим; услышанное через окно должно сбыться. Через окно выносят умерших некрещеных младенцев, умерших от «горячки» взрослых, первого умершего в новом доме. На окно ставят воду во время похорон, чтобы душа омылась перед уходом.

ЖИЛИЩЕ

Изба. Село Ивлево Богородицкого уезда Тульской губ. 1902

Матица была границей между внутр. (передней) и внеш. (задней) ч. дома. За матицу до определенного момента не должны были заходить сваты. Под полом или на чердаке жил домовой - доброжелат. домашний дух. В рус. деревнях никогда не стелили постель вдоль половиц; вдоль пола клали только покойников. Осн. единицей домашнего пространства был угол. Гл. считался красный угол, вторым - бабий угол (у печи), третьим - дверной, или задний, угол.

Ритуализован был весь процесс стр-ва дома. Дом нельзя было строить там, где найдены человеч. кости, где опрокинулся воз или кто-то поранился; где проходила дорога или стояла баня; благоприятным для стр-ва считалось место, где ложится рогатый скот, и вообще обжитое место.

Перед стр-вом дома обязат. гадали; насыпали по углам будущего дома зерно (если к утру останется нетронутым - место удачное); оставляли на ночь шерсть в горшке (если отсыреет - место удачное) и т. д. Тщательно выбиралось время начала стр-ва: у вост. славян стр-во должно было захватить Троицу; на Украине благоприятными для начала стр-ва считались четные дни недели - вторник и четверг.

У всех народов стр-во было сопряжено с принесением жертвы: в древности - человеческой, с принятием христианства замененной у вост. славян жертвоприношением петуха, курицы или коня при укладке венца; в поздний период в жертву стали приносить зерно, шерсть и деньги. При закладке дома в срубе также втыкали или сажали небольшое деревце - березу, рябину, дубок и др., к-рое служило для сакральной организации пространства, символизируя «мировое дерево» - центр мира.

Кроме укладки первого венца, особые обряды у вост. славян посвящались прорубанию дверей и окон и укладке матицы: на матицу привязывали овчину с угощением, плотник обходил верхнее бревно («черепной венец») и перерубал лыко, к-рым овчина привязывалась к матице; угощение доставалось плотникам. Матица символизировала собой связующее начало дома и семьи, в нем живущей; после ее укладки в стр-ве делали перерыв на день и устраивали катание на лошадях с песнями. Последним обрядом при стр-ве у вост. славян был следующий: дом оставляли незаверш. на нек-рый срок (непобеленный участок стены над иконами, непокрытые сени и т. п.), что, по-видимому, было проявл. общего принципа незавершенности, существующего в разл. календарных и циклич. обрядах.

Считалось, что при переходе в новый дом первый переступивший порог вскоре умрет. Поэтому на двор первым пускали петуха, в дом - кошку. Иногда у входа отрубали голову курице; в нек-рых местностях первым в дом входил самый старый член семьи. Особый обряд имел целью пригласить домового в новый дом из старого - иначе считалось, что домовой будет выть и проситься у стены.

В индустриальный период мн. конструктивные особенности традиц. рус. Ж. были утрачены вместе со связанными с ним обрядами и поверьями, хотя нек-рые из этих обрядов сохранились в рудиментарном виде даже в городах (запускание кошки в новую квартиру, избегание здороваться через порог и др.).

Лит.: Бломквист Е. Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов //Восточнослав. этногр. сб. М., 1956 (Тр. Ин-та этнографии. Новая сер. Т. 31); Русские: Ист.-этногр. атлас. М., 1970; Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях вост. славян. Л., 1983.