ЖЕСТОКИЙ РОМАНС - вид
нар. песен, получил особ. распростр. в гор. («мещанской») и крест. среде
со 2-й пол. 19 в.; сохраняет популярность в фольклорном репертуаре. Отличается
от клас. нар. песни системой поэтич. средств, во многом сближаясь с лит.
стих. формами. В основе мн. текстов Ж.Р. - стихи и песни, соч. поэтами
18 - 19 вв., попадавшие через популярные песенники, лубочные изд., вплоть
до кон. 20 в., в нар. среду, подвергшиеся адаптации и разнообразным, подчас
кардин. переделкам. Преобладают в Ж.Р. сюжеты мелодраматич. характера.
Постоянные мотивы несчастной любви, измены, тяжело переживаемой обманутой
девушкой («Что же ты топчешь ногами Безвинную душу мою?»), загубл. молодой
жизни, самоубийства («Девица, девица, кто тебя бросил в шумные волны реки?»),
похорон («Наденьте вы желтое платье. Положьте меня вы во гроб»), В песнях
семейно-бытового содерж. домашние конфликты оказываются непримиримыми,
подчеркнуто острыми («сестры-соперницы», мотивы клеветы, преследования,
кровосмесит. связи), завершаются кровавыми развязками (муж убивает жену,
жена сжигает или топит мужа; популярная песня: «Как на кладбище Митрофаньевском
/ Отец дочку зарезал свою»). Но жанровым особенностям ряд песен Ж.Р. справедливо
относят к поздним балладам: «Морячка», «Мальвина», «Убийство купеческой
дочери» и др. Некоторые тексты Ж.Р. сближаются с традиц., а также т. н.
«блатным» (воровским) фольклором. Из песен послерев. времени наиб. популярными
были «Кирпичики», «Маруся отравилась».
Поэтич. язык Ж.Р. окрашен
повыш. эмоциональностью, манерностью, изобилует стереотипами, заимств.
из сентимент., душещипат. поэзии («оковы любви», «огонь, пылающий в крови»;
стихи типа: «Шутя тобою наслаждался, Шутя и жизнь твою сгубил»). Большинство
исследователей критически относились к Ж.Р., видя в его популярности свидетельство
упадка нар. эстетики, угасания классич. фольклорной культуры, насаждения
пошлых, «мещанских» вкусов. Однако в последние дестилетия начинает преобладать
отношение к Ж.Р. как к заметному, закономерно сложившемуся явлению фольклорной
культуры нового времени.