ЖЕЛЯБУЖСКИЙ Юр. Анд. (1888-1955)
- кинорежиссер и оператор. Сын актрисы М. Ф. Андреевой. Учился в Петерб.
технол. ин-те. В кино с 1915 (ассистент оператора в частных фирмах); оператор
и сорежиссер А. Санина в ф. «Девы горы» (1918 - 19), оператор лучшего фильма
А. Санина «Поликушка» (1919, вып. 1922). К тому же периоду относятся первые
авторские работы Ж.: сценарист, реж. и оператор ф. «Царевич Алексей» (по
ром. Д. Мережковского, 1918), «Новое платье короля» и «Девочка со спичками»
(по X. К. Андерсену, 1919). Как оператор работал в чрезвычайно широком
диапазоне: первые опыты «субъективной камеры» в «Поликушке» и хроник. съемка
политич. событий, культпросветкино (знаменитый «Гидроторф» и др.) и игровое
агиткино. В 1919 - 21 Ж. поставил и снял сер. агитфильмов, частью по своим
сценариям, имевшим разную жанровую окраску: кроме чистых агиток («Чем ты
был?», «Народ - сам кузнец своего счастья», «Паны-налетчики», «Помогите!»)
тут были комич. («Сон Тараса», «Домовой-агитатор») и мелодраматич. сюжеты
(«Дети - цветы жизни»), фрагменты хроники («Война войне»). В игровых фильмах,
сделанных в 20 - нач. 30-х гг., Ж. стремился совмещать обе кинопрофессии.
Кинематографист старой школы, в своих фильмах он неизменно ориентировался
на нового зрителя. Охотно ставил экранизации лит. произв. («Морозко», 1924;
«Коллежский регистратор», совм. с И. Москвиным, 1925; «Кто ты такой?» по
мотивам ром. Дж. Лондона, 1927; «Победа женщины» по пов. Н. Лескова, 1927),
не пренебрегал актуальным драматич. мат-лом («Человек родился», 1928),
а также чисто развлекат. жанром («Папиросница от Моссельпрома», 1924, «Дина
Дза-Дзу», 1926, «В город входить нельзя», 1928, «Лавры мисс Элен Грей»,
1935). Предпочитал работать с проф. сценаристами (Ф. Оцепом, О. Леонидовым,
А. Ржешевским, В. Добровольским, В. Шершеневичем), однако при этом ориентировался
на именитых театр. актеров-мхатовцев (И. Москвина, Л. Леонидова, К. Еланскую,
В. Массалитинову, Б. Ливанова).
Уже в 20-х гг. одновременно
с игровыми Ж. снимал видовые фильмы, принимал деятельное участие в первых
сов. мультфильмах, как объемных («Приключения Болвашки», 1927), так и рисованных
(«Кток», 1927). Со 2-й пол. 30-х гг. перешел в науч.-популярное кино; с
сер. 40-х гг. сосредоточился на искусствоведч. фильмах о рус. художниках,
экспериментируя с техникой цвета (последний фильм о В. Серове снял в 1953).
Проф. кафедры операторского мастерства во ВГИКе. Среди ф.: «Метель» (1919,
оператор), «Аэлита» (1924, оператор), «Просперити» (1932, реж. и оператор).