РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЖЕЛЯБУЖСКИЙ Юр. Анд.

ЖЕЛЯБУЖСКИЙ Юр. Анд.

ЖЕЛЯБУЖСКИЙ Юр. Анд. ЖЕЛЯБУЖСКИЙ Юр. Анд. (1888-1955) - кинорежиссер и оператор. Сын актрисы М. Ф. Андреевой. Учился в Петерб. технол. ин-те. В кино с 1915 (ассистент оператора в частных фирмах); оператор и сорежиссер А. Санина в ф. «Девы горы» (1918 - 19), оператор лучшего фильма А. Санина «Поликушка» (1919, вып. 1922). К тому же периоду относятся первые авторские работы Ж.: сценарист, реж. и оператор ф. «Царевич Алексей» (по ром. Д. Мережковского, 1918), «Новое платье короля» и «Девочка со спичками» (по X. К. Андерсену, 1919). Как оператор работал в чрезвычайно широком диапазоне: первые опыты «субъективной камеры» в «Поликушке» и хроник. съемка политич. событий, культпросветкино (знаменитый «Гидроторф» и др.) и игровое агиткино. В 1919 - 21 Ж. поставил и снял сер. агитфильмов, частью по своим сценариям, имевшим разную жанровую окраску: кроме чистых агиток («Чем ты был?», «Народ - сам кузнец своего счастья», «Паны-налетчики», «Помогите!») тут были комич. («Сон Тараса», «Домовой-агитатор») и мелодраматич. сюжеты («Дети - цветы жизни»), фрагменты хроники («Война войне»). В игровых фильмах, сделанных в 20 - нач. 30-х гг., Ж. стремился совмещать обе кинопрофессии. Кинематографист старой школы, в своих фильмах он неизменно ориентировался на нового зрителя. Охотно ставил экранизации лит. произв. («Морозко», 1924; «Коллежский регистратор», совм. с И. Москвиным, 1925; «Кто ты такой?» по мотивам ром. Дж. Лондона, 1927; «Победа женщины» по пов. Н. Лескова, 1927), не пренебрегал актуальным драматич. мат-лом («Человек родился», 1928), а также чисто развлекат. жанром («Папиросница от Моссельпрома», 1924, «Дина Дза-Дзу», 1926, «В город входить нельзя», 1928, «Лавры мисс Элен Грей», 1935). Предпочитал работать с проф. сценаристами (Ф. Оцепом, О. Леонидовым, А. Ржешевским, В. Добровольским, В. Шершеневичем), однако при этом ориентировался на именитых театр. актеров-мхатовцев (И. Москвина, Л. Леонидова, К. Еланскую, В. Массалитинову, Б. Ливанова).

Уже в 20-х гг. одновременно с игровыми Ж. снимал видовые фильмы, принимал деятельное участие в первых сов. мультфильмах, как объемных («Приключения Болвашки», 1927), так и рисованных («Кток», 1927). Со 2-й пол. 30-х гг. перешел в науч.-популярное кино; с сер. 40-х гг. сосредоточился на искусствоведч. фильмах о рус. художниках, экспериментируя с техникой цвета (последний фильм о В. Серове снял в 1953). Проф. кафедры операторского мастерства во ВГИКе. Среди ф.: «Метель» (1919, оператор), «Аэлита» (1924, оператор), «Просперити» (1932, реж. и оператор).

Соч.: Иск-во оператора. М.; Л., 1932; Изобразит. композиция фильма. М., 1960.

Лит.: Соболев Р. П. Юрий Желябужский. М., 1963.