РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЖЕГИН (Шехтель) Лев Фед.

ЖЕГИН (Шехтель) Лев Фед.

ЖЕГИН (Шехтель) Лев Фед. ЖЕГИН (Шехтель) Лев Фед. (1892-1969) - художник, иск-вед. Род. в семье изв. арх. Ф. О. Шехтеля. Учился живописи в студии К. Ф. Юона, затем - в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества. В кругу его близких знакомых были худож. М. Ф. Ларионов, В. Н. Чекрыгин, поэт В. В. Маяковский (первая кн. поэта «Я!» - 1913 - была оформлена Ж. совм. с Чекрыгиным), философ П. А. Флоренский, математик Н. Н. Лузин. Участвовал в различных худож. выставках («Мир иск-ва», 1917-21, «Маковец», 1922-24, междунар. выставка в Венеции 1928 - 30 и др.). Ряд его произв. хранится в Третьяковской галерее и др. музеях. Одноврем. вел педагог. и худож.-оформит. работу. Еще в 20-х гг. Ж. занялся иссл. перспективы и композиции древней живописи, в частности рус. иконописи. Ж. было установлено, что при восприятии древней картины бросаются в глаза искажения в передаче перспективы: разного рода деформации, сдвиги, разрывы и разломы в изображении. Однако происходило это не от незнания худож. законов перспективы (этой ошибочной мысли придерживался, напр., А. Бенуа), но от иной перспективной системы изображения реальности (этот комплекс явлений определяется как «обратная перспектива») в древней живописи, к-рая характерна и для иск-ва примитива, детского рисунка. При этом, в частности, выявлялась следующая закономерность: семантически важная часть изображаемого объекта повернута к зрителю, а семантически неважная - подчиняется перспективным отклонениям. Реконструкции яз. этой системы и рассмотрению в связи с этим более общих проблем передачи пространства и времени в древней живописи и был посвящен итоговый труд Ж. «Язык живописного произведения».

Провед. им анализ системы перспективных деформаций оказал неоценимую услугу не только теории иск-ва, но и семиотике, истории матер. культуры.