РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Учился в Каунасском ун-те, окончил ВГИК (мастерская М. Чиау-рели) в 1956. Дебютировал в 1957 короткометражным ф. «Утопленник» (по новелле П. Цвирки). Совм. с Ю. Фогельманом поставил комедию «Пока не поздно» (1958). Первая большая самостоят. работа - ф. «Адам хочет быть человеком» (1959, сценарий Ж. и В. Сириоса-Гиры), считающийся началом нового литов. кино; первые большие роли сыграли в нем актеры Паневежского драм. т-ра: Д. Банионис, В. Бледис, С. Петронайтис, Б. Бабкаускас, А. Масюлис, реж. т-ра Ю. Мильтинис. В ф. «Живые герои» (1960, гл. приз на МКФ в Карлови-Вари) Ж. - сценарист двух новелл, реж. одной и худ. рук. ф. в целом. Личность и история человека в эпоху великих потрясений - тема ф. Ж. «Хроника одного дня» (1963) и «Никто не хотел умирать» (1965, оба по собств. сценариям), продолжена в произв., построенных на ином ист. мат-ле: «Это сладкое слово - свобода» (1973, гл. приз на МКФ в Москве) и «Кентавры» (1979).
Ф. Ж. отличают напряженность действия, крупные характеры, метафоричность киноязыка. Драматургия Ж. сохраняет его почерк и в сценариях, написанных для др. реж.: ф. «Чувства» (1968, А. Грикявичюса и А. Даусы), «Факт» (1981, А. Грикявичюса). Среди пост. Ж. также т/ф «Авария» (1975, по Ф. Дюрренматту) и «Рассказ неизвестного человека» (1981, по А. Чехову); ф. «Извините, пожалуйста» (1983), «Воскресный день в аду» (1987). Автор сценария ф. «Повесть непогашенной луны» (по пов. Б. Пильняка, реж. Е. Цымбал, 1990).
Соч.: Время жить и время умирать // Экран-65. М., 1966; Разные слова об импульсах кинотворчества и о поисках живых цветов. М., 1969.
Лит.: Демин В.В. Жалакявичюс. М., 1982.