РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА - видыпластич. иск-в, воспроизводящие в визуально воспринимаемых формах видимые (или воображаемые как видимые) категории окружающего мира: цвет, объем, пространство, световую и воздушную среду. К И. И. принадлежат живопись (и ее функциональные аналоги - мозаика, витраж, вышивка), графика, скульптура, фотоиск-во.

В России выделение отд. видов И. И. произошло с принятием христианства и усвоением традиций И. И. Византии и др. христианских стран. Следствием заимствованности И. И. стала их связь с церк. архитектурой и литургией: с 10 в. получили развитие иконопись, в том числе фреска и мозаика, затем книжная миниатюра. Именно в иконописи др.-рус. И. И. достигло исключит. вершин, что связано с особым местом иконы в православии и особенно в рус. храме. Скульптура была менее развита, особ. круглая скульптура, часто подвергавшаяся осуждению со стороны церкви; графика рождается только в 16 в. с появлением в России книгопечатания - в форме книжной иллюстрации. В 17 в. рус. И. И. испытало сильное воздействие стиля барокко, приведшее к формированию своеобразных нац. форм, особенно в живописи: строгановская, московская и ярославская школы живописи, жанр парсуны. С нач. 18 в. формы зап.-европ. стилей: барокко, затем рококо, классицизма - становятся господствующими в рус. И. И., проявившись в появлении и развитиии общеевроп. жанров: портрета, баталии, марины, гор. пейзажа, натюрморта, аллегорико-«исторического» и бытового жанров, в расцвете графики, не связанной с задачами книжной иллюстрации, и в распространении европ. стилевых форм в иконописи. В течение почти всего 18 в. значит. худож. достижения связаны, однако, почти исключит. с творчеством иностранных мастеров. Основание Акад. художеств способствовало развитию классицизма в рус. иск-ве. Одним из важнейших факторов в истории И. И. в России на протяжении полутораста лет с сер. 18 в. стала система пансионерских поездок лучших выпускников АХ в Европу, давшая возможность художникам впитывать культурную атмосферу Европы; это выводило рус. И. И. на общеевроп. уровень, но одновременно нивелировало нац. черты. В 18 в. наиб. расцвета достигла скульптура - в творчестве гр. Б. де Растрелли и Э.-М. Фальконе, создавших шедевры мирового иск-ва, а с кон. 18 в. - и рус. скульпторов академии, школы М.И. Козловского, И. П. Мартоса, Ф.Г. Гордеева, Ф.И. Шубинаидр. Еще в сер. 18 в. европ. уровень был достигнут в работах граверов Е. П. Чемесова и Г.И. Скородумова; живопись России 18 в. имела ученически-подражательный характер, значит. работы европ. уровня созданы только в жанре портрета (Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский), но в мировом И.И. рус. живопись этого времени занимает весьма скромное место. Лишь в эпоху романтизма О.А. Кипренский, К.П. Брюллов, И.К. Айвазовский первыми из рус. живописцев своими произведениями снискали общеевроп. славу.

Во 2-й пол. 19 в. в рус. живописи получил исключительное развитие реализм, тесно связанный с деят-ностью передвижников, но не замкнутый их кругом. В их творчестве рус. живопись приобрела отчетливый нац. характер, обрела свои темы и сюжеты, свое видение мира, свой живописный язык. Скульптура в иск-ве этого времени играла весьма незначит. роль, наиб. значит. работы связаны с анималистич. жанром и мелкой пластикой. В эпоху модерна рус. И. И. пережило блистательный расцвет. Творчество мастеров «Мира искусства», «Голубой розы», «Бубнового валета» обогатило мировое иск-во крупнейшими художеств. открытиями, во многом определившими пути развития иск-ва всех стран на протяжении 20 в. Благодаря деят-ности С. П. Дягилева и его единомышленников, а затем вследствие эмиграции из России многих мастеров рус. И. И. стало важным компонентом мирового худож. процесса. Значит. творческие открытия продолжались и в 1920-е гг., сменившись затем повсеместным господством соц. реализма, парадоксально соединившего и канонизировавшего традиции передвижников и академич. иск-ва. Изоляция от развития мировой художеств. культуры надолго законсервировала развитие рус. иск-ва.