ИВАНОВ Вяч. Ив. (1866-1949) -поэт, драматург, переводчик, теоретик
иск-ва, иссл. культуры, мыслитель. Род. в семье землемера. Учился на ист.-филол.
ф-те Моск. ун-та, продолжил образование в Берлине. С начала 1890-х гг.
много путешествовал по Европе и Ближнему Востоку. В 1904 - 05 опубликовал
иссл. «Эллинская религия страдающего бога» и «Религия Диониса», посв. дионисийскому
культу, давшему начало т-ру трагедии. Как мыслитель И. находился под несомненным
влиянием рус. философии «всеединства» (Вл. Соловьев), а также т. н. философии
жизни (Ф. Ницше и др.). Правда, у И. Дионис - бог страдающий и всевластный,
палач и жертва, бог и богоборец, наиболее угодный Создателю, - превращается
в дохристианский аналог Христа, а Христос становится одним из бесконечных
перевоплощений Диониса. Смерть Диониса - сокровенное и сверхразумное условие
жизни. Плач по Дионису (Христу) - это плач человека над мертвым телом высшего
существа, плач очищающий, т.е. несущий в себе семена радости воскресения:
он по своей природе соборен (приобщение индивидуальности к коллективным
началам жизни), даже если совершается индивидуально; он не только возрождает
оплакиваемого, но и перерождает плачущего, открывая в нем высшее начало.
«Дионисийское христ-во» И. является в конечном счете стержнем его «органич.
мировоззрения». С Диониса И. начинал свою публицистич. деят-ность (ст.
в ж. «Новый путь» за 1904), работа о Дионисе стала последней кн., изд.
им в России («Дионис и прадионисийство». Баку, 1922). Спектр тем публицистики
И. очень широк - от природы символа до форм политич. консолидации славян.
По И., миф - не произвольный вымысел, а постулат коллективного самоопределения
народа, к-рый фиксирует энергию нац. идеи, а потому выступает как живое
движущее начало. Миф явлен нам в первую очередь через символ, а любой символ
несет в себе потенцию раскрытия мира. Так, прошлые цивилизации мы знаем
благодаря их символизму, в к-ром было запечатлено данное народам на заре
истории Откровение. Символ - переживание забытого и утерянного достояния
нар. души. С грамматич. точки зрения он - подлежащее, к-рое требует глагола
для того, чтобы стать движущимся синтетич. суждением - мифом. Дионисизм,
пронизывающий воззрения И., здесь находит свое окончательное выражение.
Тем более во власти Диониса-Христа рус. художник, говорящий о великом мифе
своего народа, ожидающего и одновременно несущего в себе Бога. Этот художник
разорван между внешним воплощением России и ее внутренне угадываемой душой
- подобно Богу, вынужденному умирать ради спасения всего сущего. В конечном
счете, по И., расколот, дуалистичен и весь мир - только через излом, через
высшее напряжение всех сил можно вырваться из-под власти демонов небытия.
Напряжение это выплескивается в трагич., балансирующем на грани жизни и
смерти дионисийском буйстве, наполняющем стихи И. Как поэт И. известен
с 1903 (сб. «Кормчие звезды»; сб. «Прозрачность», 1904; «античная» трагедия
«Тантал», 1905). Для поэзии И., носящей религ. характер (темы искупит,
жертвы, гибели и воскресения), а также ориентирующейся на античное и ср.-вековое
(византийское) иск-во в своем стремлении воплотить «соборное» начало, характерны
использование архаизмов и выдерж. в архаич. духе неологизмов, сложная метрич.
орг-ция стиха, тяжеловесного и трудного для восприятия; изощренная лексика,
полная церк. и ритуальных реалий; мифопоэтич. начало (реминисценции и аллюзии
на мифологич. образы, мотивы и сюжеты). Стихи И. по жанру близки к оде
или гимну, принадлежа не только иск-ву, но и священнодействию, что в целом
связано с представлениями И. о жизнестроит. миссии худож. творчества.
В. И. Иванов
С 1905, переехав в Пб., И. стал одним из видных деятелей и теоретиков
второй волны символизма, провозгласившей высокое религ. (теургическое)
предназначение иск-ва. Дом И. на Таврической ул. в Пб. («Башня») стал одним
из центров символистского движения. Здесь по средам («Ивановские среды»)
собирались писатели, поэты, философы и критики, вырабатывавшие идеи религ.-филос.
содержания, становившиеся затем достоянием интеллектуально-художеств. и
нравств. жизни России. В сб. критич. работ «По звездам» (1909) и «Борозды
и межи» (1916) И. отстаивал трактовку символизма как иск-ва объективных
ценностей, ведущего от «реального к реальнейшему» , от нисхождения в глубь
предметного бытия к его дух. истолкованию и преображению. Сторонник соборности,
И. считает главным иск-во мистерии, в к-ром нет ни актеров, ни зрителей,
а все являются участниками единого синтетич. действия. Оставил выдающиеся
образцы филос.-критич. работ по истории рус. классич. лит-ры, вт. ч. иссл.
творчества Ф. М. Достоевского: «Достоевский и роман-трагедия» и «Основной
миф в романе "Бесы"». И. активно сотрудничал в ж. «Аполлон», «Весы», «Золотое
руно», «Новый путь», участвовал в работе Петерб. религ.-филос. об-ва, преподавал
на Высших женских курсах. После Окт. рев-ции занимался науч. и культурно-просветит.
деят-ностью, был ректором Бакинского ун-та и зам. наркома просвещения Азербайджана.
С 1924 в эмиграции в Италии. Принял католичество; переводил на рус. яз.
Данте, Петрарку, публиковал новые произв. («Римские сонеты», 1925; «Человек»,
1939).