РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ИВАНОВ Вяч. Ив.

ИВАНОВ Вяч. Ив.

ИВАНОВ Вяч. Ив. ИВАНОВ Вяч. Ив. (1866-1949) -поэт, драматург, переводчик, теоретик иск-ва, иссл. культуры, мыслитель. Род. в семье землемера. Учился на ист.-филол. ф-те Моск. ун-та, продолжил образование в Берлине. С начала 1890-х гг. много путешествовал по Европе и Ближнему Востоку. В 1904 - 05 опубликовал иссл. «Эллинская религия страдающего бога» и «Религия Диониса», посв. дионисийскому культу, давшему начало т-ру трагедии. Как мыслитель И. находился под несомненным влиянием рус. философии «всеединства» (Вл. Соловьев), а также т. н. философии жизни (Ф. Ницше и др.). Правда, у И. Дионис - бог страдающий и всевластный, палач и жертва, бог и богоборец, наиболее угодный Создателю, - превращается в дохристианский аналог Христа, а Христос становится одним из бесконечных перевоплощений Диониса. Смерть Диониса - сокровенное и сверхразумное условие жизни. Плач по Дионису (Христу) - это плач человека над мертвым телом высшего существа, плач очищающий, т.е. несущий в себе семена радости воскресения: он по своей природе соборен (приобщение индивидуальности к коллективным началам жизни), даже если совершается индивидуально; он не только возрождает оплакиваемого, но и перерождает плачущего, открывая в нем высшее начало. «Дионисийское христ-во» И. является в конечном счете стержнем его «органич. мировоззрения». С Диониса И. начинал свою публицистич. деят-ность (ст. в ж. «Новый путь» за 1904), работа о Дионисе стала последней кн., изд. им в России («Дионис и прадионисийство». Баку, 1922). Спектр тем публицистики И. очень широк - от природы символа до форм политич. консолидации славян. По И., миф - не произвольный вымысел, а постулат коллективного самоопределения народа, к-рый фиксирует энергию нац. идеи, а потому выступает как живое движущее начало. Миф явлен нам в первую очередь через символ, а любой символ несет в себе потенцию раскрытия мира. Так, прошлые цивилизации мы знаем благодаря их символизму, в к-ром было запечатлено данное народам на заре истории Откровение. Символ - переживание забытого и утерянного достояния нар. души. С грамматич. точки зрения он - подлежащее, к-рое требует глагола для того, чтобы стать движущимся синтетич. суждением - мифом. Дионисизм, пронизывающий воззрения И., здесь находит свое окончательное выражение. Тем более во власти Диониса-Христа рус. художник, говорящий о великом мифе своего народа, ожидающего и одновременно несущего в себе Бога. Этот художник разорван между внешним воплощением России и ее внутренне угадываемой душой - подобно Богу, вынужденному умирать ради спасения всего сущего. В конечном счете, по И., расколот, дуалистичен и весь мир - только через излом, через высшее напряжение всех сил можно вырваться из-под власти демонов небытия. Напряжение это выплескивается в трагич., балансирующем на грани жизни и смерти дионисийском буйстве, наполняющем стихи И. Как поэт И. известен с 1903 (сб. «Кормчие звезды»; сб. «Прозрачность», 1904; «античная» трагедия «Тантал», 1905). Для поэзии И., носящей религ. характер (темы искупит, жертвы, гибели и воскресения), а также ориентирующейся на античное и ср.-вековое (византийское) иск-во в своем стремлении воплотить «соборное» начало, характерны использование архаизмов и выдерж. в архаич. духе неологизмов, сложная метрич. орг-ция стиха, тяжеловесного и трудного для восприятия; изощренная лексика, полная церк. и ритуальных реалий; мифопоэтич. начало (реминисценции и аллюзии на мифологич. образы, мотивы и сюжеты). Стихи И. по жанру близки к оде или гимну, принадлежа не только иск-ву, но и священнодействию, что в целом связано с представлениями И. о жизнестроит. миссии худож. творчества.

ИВАНОВ Вяч. Ив.

В. И. Иванов

С 1905, переехав в Пб., И. стал одним из видных деятелей и теоретиков второй волны символизма, провозгласившей высокое религ. (теургическое) предназначение иск-ва. Дом И. на Таврической ул. в Пб. («Башня») стал одним из центров символистского движения. Здесь по средам («Ивановские среды») собирались писатели, поэты, философы и критики, вырабатывавшие идеи религ.-филос. содержания, становившиеся затем достоянием интеллектуально-художеств. и нравств. жизни России. В сб. критич. работ «По звездам» (1909) и «Борозды и межи» (1916) И. отстаивал трактовку символизма как иск-ва объективных ценностей, ведущего от «реального к реальнейшему» , от нисхождения в глубь предметного бытия к его дух. истолкованию и преображению. Сторонник соборности, И. считает главным иск-во мистерии, в к-ром нет ни актеров, ни зрителей, а все являются участниками единого синтетич. действия. Оставил выдающиеся образцы филос.-критич. работ по истории рус. классич. лит-ры, вт. ч. иссл. творчества Ф. М. Достоевского: «Достоевский и роман-трагедия» и «Основной миф в романе "Бесы"». И. активно сотрудничал в ж. «Аполлон», «Весы», «Золотое руно», «Новый путь», участвовал в работе Петерб. религ.-филос. об-ва, преподавал на Высших женских курсах. После Окт. рев-ции занимался науч. и культурно-просветит. деят-ностью, был ректором Бакинского ун-та и зам. наркома просвещения Азербайджана. С 1924 в эмиграции в Италии. Принял католичество; переводил на рус. яз. Данте, Петрарку, публиковал новые произв. («Римские сонеты», 1925; «Человек», 1939).