РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ИВАНОВ Вс. Вяч.

ИВАНОВ Вс. Вяч.

ИВАНОВ Вс. Вяч. ИВАНОВ Вс. Вяч. (1895-1963) -прозаик, драматург. Род. в семье сел. учителя. Окончил сел. школу, пошел «в люди». Год провел в Павлодарском низшем с/х уч-ще, потом работал в типографии. Бродяжничал по Сибири, Ср. Азии, Уралу, пробавляясь случайными заработками, в т. ч. «факира», куплетиста (ср. роман «Похождения факира», 1934-35). С 1921 в Петрограде, вошел в группу «Серапионовы братья». Лит. известность принесли И. «Партизанские повести» (1921-22), сб. рассказов «Седьмой берег» (1922), роман «Голубые пески» (1922). Сб. «Тайное тайных» (1927), романы «Ужгинский кремль» (1929, опубл. 1981) и «У» (1932-33, опубл. 1988) -эксперимент, произв., построенные на лит. ассоциациях, сплаве лит. форм и «игры» с читателем. После периода крайне резкой критики со стороны РАПП И. подключается к тематике соц. стр-ва: пов. «Путешествие в страну, к-рой еще нет», «Пов. бригадира Синицына, рассказанные им в дни первой пятилетки» (обе - 1930), возвращается к теме Гражданской войны, но трактует ее уже в духе сталинской эпохи в романе «Пархоменко» (1938 - 39). Во время Вел. Отеч. войны И. - военный корреспондент «Известий», автор статей, очерков, рассказов («К своим», «При Бородине», «Близ старой Смоленской дороги» и др.). В 1944 написал цикл фантастич. рассказов («Сизиф - сын Эола», «Агасфер» и др.; из них при жизни И. напечатаны два - «Сокол», «Медная лампа»), роман-предание «Эдесская святыня» (1946), при жизни автора тоже не опубликованный. Из большого числа драматургич. произв. И. наиб. изв. «Бронепоезд 14 - 69» (написан для МХАТа в 1927 на основе одноим. ранней нов., 1922; имел продолжит. сценич. жизнь во мн. т-рах страны). Пьесы «Поле и дорога» (1934), «Двенадцать молодцев из табакерки» (1936), «Вдохновение» (1940) опубл., но не поставлены в силу необычности формы. Автор воспоминаний о М. Горьком, МХАТе, В.И. Качалове, П.П. Кончаловском, С. Есенине.

Мастер орнамент. прозы, тяготевший к колористич. вещности и острому сюжету, И. вызывал особый интерес немого кино 2-й пол. 20-х гг. В 1928 - 29 экранизированы два рассказа И. («Гафир и Мариам», сценарий М. Блей-мана, реж. Э. Иогансон; «Бедствующий остров», сценарий К. Виноградской, реж. А. Разумный) и пов. «Хабу» (сценарий Ю. Тарича, В. Висковского, реж. В. Висковский). В 1931 старейший рус. реж. Я. Протазанов снял свой первый звук. ф. «Томми» по фрагменту из пьесы И. «Бронепоезд 14 - 69» (где, идя вслед за мхатовским спектаклем, просто вынес действие из декораций на натуру). Сам И. в 1938 совм. с Б. Майлиным и Г. Мус-реповым пишет сценарий первого казахского ф. «Амангельды» («Ленфильм»; реж. М. Левин), затем сценарий патриотич. ф. «Александр Пархоменко» (1942, реж Л. Луков), развивающий образ нар. героя-победителя в русле кинематографич. традиции к/ф «Чапаев» и «Щорс». И. также автор новеллы «Три танкиста» («Боевой киносборник № 8», 1942).