РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Иудаизм. Еврей Подольской губернии. Фотография Ж. X. Рауля в Одессе. 1870-е гг.
Основы иудейской обрядности сформулированы в Пятикнижии, однако, как и И. в целом, получили развитие в постбиблейское время. Для И. характерны: строгое соблюдение особого диетарного закона (кашрута), почитание суббот и праздников, законы ритуальной чистоты, существенное разделение ролей мужчины и женщины, отсутствие (после разрушения Храма) священства. Существенны для И. мессианские чаяния, в к-рых эсхатологическая идея тесно переплетена с идеей национального избавления и возрождения.
Для И. характерна подробная регламентация всей практики (общественной, бытовой и ритуальной) в сочетании с большой терпимостью в теоретических и богословских вопросах. Это, а также то, что формирование И. происходило в основном в диаспоре, в условиях отсутствия единого религиозного центра, привело к возникновению в И. большого кол-ва неантагонистических толков. Существенно, что галаха включает и обычное право, сложившееся в данной общине, к-рое быстро кодифицируется: обычай приравнивается к закону. Т. о., каждая община имеет свои особенности и обряды, образовавшиеся непосредственно в ней самой. Одно из существенных отличий, существующих между разными общинами, это различие нусахов, молитвенных ритуалов. Два основных нусаха - нусах ашкеназ и нусах сфарад. (Сфарад - средневековое еврейское название Испании, Ашкеназ - Германии.) Первого придерживаются евреи-сефарды, выходцы из Испании и Португалии, а также все «восточные» общины, второго - европейские евреи-ашкенази.
Первые материальные следы еврейского присутствия на территории быв. СССР - это надгробные памятники и надписи первых веков новой эры из греческих колоний на Черном море. В последующие века на Кавказ и в Сев. Причерноморье происходит постоянный приток евреев из Персии и Византии. На рубеже 7 - 8 вв. правящая династия и, очевидно, какая-то часть населения Хазарского каганата принимает И. Так как Киев и другие древнерусские города лежали на важном торговом пути, то еврейские торговые фактории и еврейские кварталы появляются здесь уже в раннем средневековье.
В результате переселения из Германии на территории Речи Посполи-той в 14 - 17 вв. происходило формирование той этнической общности, к-рую называют евреями Вост. Европы. Начало расцвета еврейской учености и И. в Польше и Литве приходится на 16 - нач. 17 в. Именно в это время происходит перемещение основных центров И. из Германии в Польшу.
После разделов Польши (1772, 1793, 1795, 1815) Россия приобретает крупнейшее в мире население, исповедующее И. Впоследствии к нему присоединяются евреи Крыма, Бессарабии, Кавказа и Ср. Азии. Российская империя и СССР включили в свой состав целый ряд земель с очень значительным еврейским населением. Именно оттуда началось расселение евреев по всей России. Традиционными регионами еврейского расселения являлись Белоруссия, Украина, Литва, часть Латвии, Молдавия.
Иудаизм. Свиток Торы. 19 в.
Царское пр-во на протяжении полутора столетий выстраивает сложную систему мер по ограничению прав, в том числе и религиозных, еврейского населения. Тем не менее именно на территории быв. Советского Союза возникли и развились важнейшие направления современного ортодоксального И.: хасидизм (Подолье, Волынь, Галиция, Сев. Белоруссия) и противостоявшая ему «литовская ученость» (Литва, Зап. Белоруссия). На этой территории жили крупнейшие религиозные авторитеты, функционировали знаменитые иешивы (школы). Россия была важным центром еврейского книгопечатания. Начиная с 1760-х гг. возникает множество еврейских типографий по всей черте оседлости и за ее пределами. Виленское издание Вавилонского Талмуда (изд-во «Типография вдовы и братьев Ромм») до сих пор считается образцовым и стереотипно воспроизводится во всем мире.
Тяжелый удар И., так же как и др. конфессиям, был нанесен после Окт. рев-ции. Были закрыты и зачастую уничтожены почти все синагоги, полностью уничтожено религиозное образование. Страну покинуло большинство религиозных лидеров, многие были арестованы. Тем не менее какая-то религиозная активность сохранялась. В нек-рых городах продолжали действовать синагоги. В целом религиозные общины были полностью разрушены, за исключением нек-рых регионов (Закарпатье, Ср. Азия, Грузия). В постсов. годы началось возрождение еврейских общин на территории быв. СССР. Вновь открыты многие синагоги. Воссоздана структура религиозного образования. Стала доступной религиозная лит-pa, в т. ч. издаваемая на рус. языке.