РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ИУДАИЗМ

ИУДАИЗМ

ИУДАИЗМ ИУДАИЗМ - одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых авраамических религий. И. начал складываться в 3 в. до н. э. на Ближнем Востоке, прежде всего в Иудее, а также в Вавилонии и Египте. Основой для И. послужила религия древних евреев (библейский И.). Окончательные очертания И. принял после разрушения римлянами Второго Храма в Иерусалиме (70 г. н. э.). В 1 -5 вв. н. э. И. - в первую очередь система заповедей, законов и правил, регламентирующих все стороны жизни общины и каждого из ее членов, как собственно в ритуальных аспектах, так и в области повседневной жизни, права, культуры, образования и т. д. Т. о., существеннейшей частью иудейской традиции является именно закон (галаха). Галаха содержится во всех главнейших книгах иудейского канона. Это прежде всего Пятикнижие Моисеево, Тора, к-рая вместе с Писаниями и Пророками составляет корпус еврейской Библии (Танах), несколько отличающейся по составу канонических книг от христианского Ветхого Завета. Устная традиция, начавшая формироваться вместе с И., была кодифицирована в кон. 2 в. н. э. в Иудее и получила название Мишны. Комментарий на Мишну, называемый Гемарой, был составлен в Вавилонии в 3 - 5 вв. Объединение Мишны и Гемары - Вавилонский Талмуд есть, по существу, основа И. как обрядовой и, что очень существенно, как юридической системы. Дальнейшее развитие И. получил за счет усилий авторитетных раввинов, трудившихся в различных общинах диаспоры. Галахе противостоит неоднородный в жанровом отношении пласт литературы, не имеющий характера прямого закона или заповеди, - агада. Агада включает в себя повествовательную, житийную, нравоучительную, мистическую и т. д. традиции. Существенной особенностью как галахической, так и агадической литературы служит то, что она зачастую создавалась в форме комментария на Танах, Талмуд и др. книги, находящиеся в центре традиции.

ИУДАИЗМ

Иудаизм. Еврей Подольской губернии. Фотография Ж. X. Рауля в Одессе. 1870-е гг.

Основы иудейской обрядности сформулированы в Пятикнижии, однако, как и И. в целом, получили развитие в постбиблейское время. Для И. характерны: строгое соблюдение особого диетарного закона (кашрута), почитание суббот и праздников, законы ритуальной чистоты, существенное разделение ролей мужчины и женщины, отсутствие (после разрушения Храма) священства. Существенны для И. мессианские чаяния, в к-рых эсхатологическая идея тесно переплетена с идеей национального избавления и возрождения.

Для И. характерна подробная регламентация всей практики (общественной, бытовой и ритуальной) в сочетании с большой терпимостью в теоретических и богословских вопросах. Это, а также то, что формирование И. происходило в основном в диаспоре, в условиях отсутствия единого религиозного центра, привело к возникновению в И. большого кол-ва неантагонистических толков. Существенно, что галаха включает и обычное право, сложившееся в данной общине, к-рое быстро кодифицируется: обычай приравнивается к закону. Т. о., каждая община имеет свои особенности и обряды, образовавшиеся непосредственно в ней самой. Одно из существенных отличий, существующих между разными общинами, это различие нусахов, молитвенных ритуалов. Два основных нусаха - нусах ашкеназ и нусах сфарад. (Сфарад - средневековое еврейское название Испании, Ашкеназ - Германии.) Первого придерживаются евреи-сефарды, выходцы из Испании и Португалии, а также все «восточные» общины, второго - европейские евреи-ашкенази.

Первые материальные следы еврейского присутствия на территории быв. СССР - это надгробные памятники и надписи первых веков новой эры из греческих колоний на Черном море. В последующие века на Кавказ и в Сев. Причерноморье происходит постоянный приток евреев из Персии и Византии. На рубеже 7 - 8 вв. правящая династия и, очевидно, какая-то часть населения Хазарского каганата принимает И. Так как Киев и другие древнерусские города лежали на важном торговом пути, то еврейские торговые фактории и еврейские кварталы появляются здесь уже в раннем средневековье.

В результате переселения из Германии на территории Речи Посполи-той в 14 - 17 вв. происходило формирование той этнической общности, к-рую называют евреями Вост. Европы. Начало расцвета еврейской учености и И. в Польше и Литве приходится на 16 - нач. 17 в. Именно в это время происходит перемещение основных центров И. из Германии в Польшу.

После разделов Польши (1772, 1793, 1795, 1815) Россия приобретает крупнейшее в мире население, исповедующее И. Впоследствии к нему присоединяются евреи Крыма, Бессарабии, Кавказа и Ср. Азии. Российская империя и СССР включили в свой состав целый ряд земель с очень значительным еврейским населением. Именно оттуда началось расселение евреев по всей России. Традиционными регионами еврейского расселения являлись Белоруссия, Украина, Литва, часть Латвии, Молдавия.

ИУДАИЗМ

Иудаизм. Свиток Торы. 19 в.

Царское пр-во на протяжении полутора столетий выстраивает сложную систему мер по ограничению прав, в том числе и религиозных, еврейского населения. Тем не менее именно на территории быв. Советского Союза возникли и развились важнейшие направления современного ортодоксального И.: хасидизм (Подолье, Волынь, Галиция, Сев. Белоруссия) и противостоявшая ему «литовская ученость» (Литва, Зап. Белоруссия). На этой территории жили крупнейшие религиозные авторитеты, функционировали знаменитые иешивы (школы). Россия была важным центром еврейского книгопечатания. Начиная с 1760-х гг. возникает множество еврейских типографий по всей черте оседлости и за ее пределами. Виленское издание Вавилонского Талмуда (изд-во «Типография вдовы и братьев Ромм») до сих пор считается образцовым и стереотипно воспроизводится во всем мире.

Тяжелый удар И., так же как и др. конфессиям, был нанесен после Окт. рев-ции. Были закрыты и зачастую уничтожены почти все синагоги, полностью уничтожено религиозное образование. Страну покинуло большинство религиозных лидеров, многие были арестованы. Тем не менее какая-то религиозная активность сохранялась. В нек-рых городах продолжали действовать синагоги. В целом религиозные общины были полностью разрушены, за исключением нек-рых регионов (Закарпатье, Ср. Азия, Грузия). В постсов. годы началось возрождение еврейских общин на территории быв. СССР. Вновь открыты многие синагоги. Воссоздана структура религиозного образования. Стала доступной религиозная лит-pa, в т. ч. издаваемая на рус. языке.