РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Как наука И. окончательно сформировалась в 19 в., когда сложились ее проф. науч. аппарат и методология. До этого времени И. была по преимущ. описанием прошедших событий, качество к-рого зависело в большинстве случаев от лит.-худож. талантов конкретного автора.
Важнейшим этапом развития И. должен считаться антич. период, когда потребность в ист. лит-ре осознавалась исключительно остро и когда появились тр. Геродота и Фукидида, наз. часто «отцами» И. И в дальнейшем древние историки оставались на почве «описательства», не поднимаясь выше «морализаторства» и нравств. оценок. Следующим этапом развития И. можно назвать феод. эпоху, в Европе прошедшую под исключит. влиянием христ. мировоззрения. Оценки, выносимые прошедшим событиям, ср.-век. авторы всегда давали с религ. точки зрения, не имея ни малейшего представления о том, что есть свобода науч. творчества. В 17 - 18 вв., с наступлением эпохи Просвещения, отношение к И. значит. трансформируется. Франц. энциклопедисты заявляли о том, что «И. событий делится на священную и гражданскую», особо подчеркивая, что первая - «ряд божеств и чудесных действий», к-рые не являются и не могут являться предметом спец. изысканий. Тем самым было констатировано, что предмет И. - именно «гражд.» ее часть. Принципы историзма, выдвинутые первоначально франц. энциклопедистами (Вольтер, Дидро, Руссо), были развиты нем. историч. школой нач. 19 в. Следующий этап развития И. и окончат. превращения ее в науку связан с кардинальными соц.-экономич. изменениями, происходившими в 19 в. в Европе, а также с получившими распространение рационалистич. взглядами и связанным с ними критич. подходом к источнику. Ист. наука России в 19 в. ассоциируется с именами С.М. Соловьева, В.О. Ключевского и мн. др. В дальнейшем, после рев-ции 1917, офиц. сов. власти заявляли, что подлинная историч. наука может иметь своим основанием лишь марксистско-ленинскую теорию (т. н. «ист. материализм»), с гипертрофир. классовым подходом и обусловленностью смены соц.-экон. формаций.
В последние годы подобный подход к И. ушел в прошлое, хотя отказ от «историч. материализма» вовсе не означает безоговорочного «идеалистич.» отношения к прошлому и глобальной «методологич.» рев-ции. Во мн. догматизир. марксизм просто перестал довлеть над отеч. учеными.
И. как обл. науч. знаний подразделяется по хронологич., пространств. -геогр. и фактологич. принципам, что, однако, не приводит к образованию ее разделов и отраслей в самостоят. науки. Так, всемирная И. по хронологич. принципу подразделяется на след. разделы: И. первобытного об-ва, древняя И., И. средневековья, новая и новейшая И. По пространств.-геогр. принципу деления изучается И. отд., связ. между собой регионов, стран, народов (И. Европы, И. Франции и т. д.). Нек-рые ист. проблемы изучаются комплексно, объединяя хронологич. и пространств.-геогр. принципы. Такой подход используется при изучении общего и особенного в И. отд. групп и явлений, имеющих общечеловеч. значение (открытие Америки, Реформация, мировые войны). Ряд отраслей науки выделился в результате изучения отд. сторон И. об-ва (экон. И., полит. И. и т. д.). Необходимость создания для И. собств. методики иссл. привела к возникновению и развитию целого ряда вспомогат. ист. дисциплин. Это - источниковедение, археография, дипломатика, хронология, палеография, метрология, сфрагистика, геральдика, генеалогия, нумизматика и др., задача к-рых - иссл. источников (их виды, кол-во, степень сохранности), правила их воспроизведения, проверка, способы выявления, отбора и изучения фактич. материала. Изучению и реконструкции ист. прошлого могут способствовать данные археологии и этнографии. В самостоят. разд. выделяется ист. аспект любой др. науки (И. техники, И. права, И. философии и др.) И. развития ист. науки исследует историография.