РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ИСТОРИОСОФИЯ

ИСТОРИОСОФИЯ

ИСТОРИОСОФИЯ ИСТОРИОСОФИЯ - понимание истории, выраж. в символах, смыслах, экзистенциалах и смыслообразах. Этим И. отличается от философии истории (Ф.И.) в собств. значении слова как метафизики истории, данной в понятиях. Познание истории в понятиях (гносеологич. аспект) предполагает выявление ее логики, «объективного закона» (онтологич. аспект) и требует максимальной абстрагированности от личности познающего. И. претендует на познание тайн истории, являясь в этом плане ее мистикой, и требует от познающего переживания истории как своей личной духовной судьбы. Ф.И. строится как теоретич. дедукция понятий и фактов, к-рым соответствуют реальные ист. законы

и события, исходя из единого принципа, причем последний по своей онтологии мыслится лежащим в рамках естеств. (идеального, ист. или природ.) мира. В связи с этим Ф.И. обычно выражается в форме науч. системы. И., напротив, возможна лишь как осмысление истории извне ее самой - видение смысла истории, соответственно ее начала и конца лежащими вне истории, но только проявляющимися в ней. В И. история представляется онтологич. символизацией нек-рой превосходящей ее реальности, ист. события мыслятся как символы событий духовных, тайна к-рых до конца не открыта, - замысла Божьего, Божьей воли, творения, грехопадения, искупления, воскресения. Отсюда - символич. иаллегорич. яз. И. и та важность, к-рую в ее рамках приобретают мифы о начале (сотворении, грехопадении) и о конце. Одним словом, Ф.И. онтологична и аналитична - рассматривает историю в горизонте времени, бытия, продолжения, а И. эсхатологична и профетична - видит историю в горизонте вечности, небытия, окончания. В связи с этим И. выступает как интегральный элемент большинства крупных философских систем, выделяясь или не выделяясь в их самостоят. подраздел (Гердер, Гегель, Маркс).

И. возможна лишь как выражение мысли религиозной. В указ. качестве И. - феномен библейского миросозерцания. Св. Писание по содержанию и по духу исторично, резко контрастируя в этом плане с языч. религиозностью, не знавшей ни идеи творчества из ничего, ни идеи грехопадения и соответственно - спасения, для к-рой фундаментальным является символ круговорота времени, миф вечного возвращения. Первой христ. систематич. И. считают воззрения Бл. Августина («О Граде Божием»), во мн. определившие строй мышления зап. богословов по данному вопросу. Выработанная в эпоху позднего средневековья мистич. концепция И. Иохима Флорского с ее идеей начала (зачинания) Царства Божьего уже в земной истории во мн. определила воззрения на ист. процесс, получившие место уже в рамках светской гуманистич. культуры Возрождения и Нов. времени (Гегель, Шеллинг).

Правосл. мысль с ее онтологизмом и космологизмом в обл. И. не столь оригинальна, как католич., м. б., потому что сам христ. Запад гораздо более историчен, нежели Восток. Возникновение самобытной И. на почве православия связано с развитием рус. религ. философии, в к-рой получили свое осмысление как ист. диалектика европ. гуманизма, так и развитие рус. культуры (государственности и церкви - в особенности). И. явилась интегральным моментом почти всех воззрений в контексте рус. религ. философии (даже в космологически-ориентированном миросозерцании П. Флоренского и А. Лосева нашлось место для оригин. взгляда на историю), но наиб. значит. признаны концепции ранних славянофилов, К. Леонтьева, Вл. Соловьева (зрелого и позднего), Г. Федотова, Л. Карсавина, Н. Бердяева, к-рого можно считать в рус. религ. философии историософом по преимуществу. Типологич. особенности исто-риософских воззрений в контексте рус. религ. философии могут быть выражены тремя характеристиками: 1. Профетизм, переходящий (возможно, в силу специфич. особенностей рус. сознания) в утопизм. Научно-технич. его вариант прочитывается у Н. Федорова; теокра-тич., по-своему воспроизводящий идеи «Москва - Третий Рим» и «Русь - новый Израиль» - у Вл. Соловьева и отчасти у К. Леонтьева. 2. Эсхатологизм, трактуемый в духе гуманизма. Роль человека в конце мира чуть ли не центральна: Н. Бердяев говорит об «активно-творч. эсхатологизме», таковой фактич. предполагается Н. Федоровым, Вл. Соловьевым в теократич. период творчества; и в апокалиптич.-ориентир. воззрениях (поздний Вл. Соловьев, К. Леонтьев) значение человека оказывается существенным. 3. Рус. духовный мессианизм, толкуемый в смысле религ. избранности России для сохранения духа и мысли православия, их проповедования в грядущем (очевидно, одной из форм такой проповеди ряд религ. мыслителей полагал свою теоретич. деят-ность). Развитие И. в России представляет собой специфич. теоретич. форму нац. самосознания, в рамках к-рой были подытожены усилия мн. мыслителей. Это позволило ряду авторов сформулировать понятие «русской идеи».