РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР жанр изобразит. иск-ва, в к-ром предметом изображения являются ист. события или люди, сыгравшие важную роль в истории об-ва. И.Ж. тесно связан с др. жанрами - батальным, бытовым, портретом, пейзажем. И.Ж. может быть присущ всем видам и формам фигуративного изобразит. иск-ва: станковым и монумент., живописи, графике, скульптуре. Истоки И.Ж. восходят к глубокой древности, часто были связаны с фольклором, мифами (Др. Египет, Др. Греция и т. д.). В ср. века в Европе религ. сюжеты рассматривали как исторические. Сложению И.Ж. способствовала эпоха Возрождения, отмеч. интересом к ист. знаниям. Академизм и классицизм 17 - 18 вв. выдвигают И. Ж. на 1-й план, утвердив его как высокий жанр (Н. Пуссен, Д. Веласкес, П. Рубенс, X. Рембрандт и др.) В России И.Ж. начинает развиваться с 1-й пол. 18 в. Значительный вклад в развитие И.Ж. внес М.В. Ломоносов («Полтавская битва», 1762 - 64). Классицизм 2-й пол. 18 - нач. 19 в. определил ведущую роль И.Ж. (А.П. Лосенко, Г.И. Угрюмов и др.). В нач. 19 в. к И. Ж. обращался П. В. Басин, в выборе сюжетов следовавший академии, традиции, использовал библ. сюжеты. Ист. события Отеч. войны 1812 нашли отражение в работах Ф.П. Толстого (серия медальонов). Дальнейшее развитие рус. И.Ж. связано с вторжением в рус. иск-во идей романтизма - переосмысление современности на основе ист. сюжета присутствует в работах К.П. Брюллова. Религ.-филос. восприятие истории характерно для творчества А. А. Иванова, обозначившего переход к реализму в И.Ж. Еще в рамках академич. традиции создаются полотна Г.И. Семирадского, К.Д. Флавицкого (1860), но качественно новым этапом в развитии И.Ж. становится худож. деят-ностьТПХВ (Н.Н. Ге, И.М. Прянишников, М.М. Антокольский). Вершины выразительности и эмоц. напряженности достигает И.Ж. в творчестве И.Е. Репина, В.И. Сурикова, обращавшихся к трагич. и героич. прошлому Руси. Элементы иск-ва «модерн» присутствуют в былинных полотнах В. М. Васнецова, история войн сохранена в батальных полотнах В.В. Верещагина, облик старой, боярской Москвы доносят картины A.M. Васнецова. На полотнах М.В. Нестерова, М.А. Врубеля, Н.К. Рериха создается духовная история, метаистория народов и цивилизации. Обращение к рус. старинному быту, с тщательной прорисовкой деталей, передачей элементов декора, характерно для работ В.А. Серова, С.В. Иванова, А.П. Рябушкина. Петровскую эпоху избрали темой для своих причудливых полотен чл. объединения «Мир иск-ва» (см. также А. Я. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере).

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР

Исторический жанр. Иван III разрывает ханскую грамоту с требованием дани. Худ. Н. Шустов

После рев-ции 1917 темы истории находят символич. воплощение в творчестве ряда мастеров (К.С. Петров-Водкин, К.Ф. Юон). Темы рев-ции, гражд., а позднее Вел. Отеч. войны становятся надолго (вплоть до 90-х гг.) ведущими в творчестве мн. художников (А.А. Дейнека, М.Б. Греков, П.М. Шухмин, А.Т. Матвеев, В.А. Серов, Кукрыниксы и др.). К истории России в 40 - 50-е гг. обращаются А. П. Бубнов, Н.П. Ульянов, П.Д. Корин, С.В. Герасимов, А.А. Пластов и др. Особое место в И. живописи 20 -60-х гг. занимали «Лениниана» и «Сталиниана» (И.И. Бродский, М.Г. Манизер, A.M. Герасимов и др.). Первой попыткой отойти от офиц. стереотипа в прочтении образа В.И. Ленина принадлежит Г. Коржеву. Иск-во кон. 20 в. характеризуется новым уровнем осмысления ист. событий, отношением конкретных моментов истории с вечными проблемами бытия, открытием новых тем (Е.Е. Моисеенко, Т.Г. Назаренко, О. Булгакова и др.).

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР

Исторический жанр. Наполеон из Кремля смотрит на пожар Москвы. Худ. В. Верещагин

Лит.: Рус. историч. живопись до октября 1917 г.: Альбом / Сост. и авт. вступ. ст. А. К. Лебедев. М., 1962; Ракова М. М. Рус. историч. живопись сер. 19 в. М., 1979.