ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР жанр изобразит. иск-ва, в к-ром предметом изображения
являются ист. события или люди, сыгравшие важную роль в истории об-ва.
И.Ж. тесно связан с др. жанрами - батальным, бытовым, портретом, пейзажем.
И.Ж. может быть присущ всем видам и формам фигуративного изобразит. иск-ва:
станковым и монумент., живописи, графике, скульптуре. Истоки И.Ж. восходят
к глубокой древности, часто были связаны с фольклором, мифами (Др. Египет,
Др. Греция и т. д.). В ср. века в Европе религ. сюжеты рассматривали как
исторические. Сложению И.Ж. способствовала эпоха Возрождения, отмеч. интересом
к ист. знаниям. Академизм и классицизм 17 - 18 вв. выдвигают И. Ж. на 1-й
план, утвердив его как высокий жанр (Н. Пуссен, Д. Веласкес, П. Рубенс,
X. Рембрандт и др.) В России И.Ж. начинает развиваться с 1-й пол. 18 в.
Значительный вклад в развитие И.Ж. внес М.В. Ломоносов («Полтавская битва»,
1762 - 64). Классицизм 2-й пол. 18 - нач. 19 в. определил ведущую роль
И.Ж. (А.П. Лосенко, Г.И. Угрюмов и др.). В нач. 19 в. к И. Ж. обращался
П. В. Басин, в выборе сюжетов следовавший академии, традиции, использовал
библ. сюжеты. Ист. события Отеч. войны 1812 нашли отражение в работах Ф.П.
Толстого (серия медальонов). Дальнейшее развитие рус. И.Ж. связано с вторжением
в рус. иск-во идей романтизма - переосмысление современности на основе
ист. сюжета присутствует в работах К.П. Брюллова. Религ.-филос. восприятие
истории характерно для творчества А. А. Иванова, обозначившего переход
к реализму в И.Ж. Еще в рамках академич. традиции создаются полотна Г.И.
Семирадского, К.Д. Флавицкого (1860), но качественно новым этапом в развитии
И.Ж. становится худож. деят-ностьТПХВ (Н.Н. Ге, И.М. Прянишников, М.М.
Антокольский). Вершины выразительности и эмоц. напряженности достигает
И.Ж. в творчестве И.Е. Репина, В.И. Сурикова, обращавшихся к трагич. и
героич. прошлому Руси. Элементы иск-ва «модерн» присутствуют в былинных
полотнах В. М. Васнецова, история войн сохранена в батальных полотнах В.В.
Верещагина, облик старой, боярской Москвы доносят картины A.M. Васнецова.
На полотнах М.В. Нестерова, М.А. Врубеля, Н.К. Рериха создается духовная
история, метаистория народов и цивилизации. Обращение к рус. старинному
быту, с тщательной прорисовкой деталей, передачей элементов декора, характерно
для работ В.А. Серова, С.В. Иванова, А.П. Рябушкина. Петровскую эпоху избрали
темой для своих причудливых полотен чл. объединения «Мир иск-ва» (см. также
А. Я. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере).
Исторический жанр. Иван III разрывает ханскую грамоту с требованием
дани. Худ. Н. Шустов
После рев-ции 1917 темы истории находят символич. воплощение в творчестве
ряда мастеров (К.С. Петров-Водкин, К.Ф. Юон). Темы рев-ции, гражд., а позднее
Вел. Отеч. войны становятся надолго (вплоть до 90-х гг.) ведущими в творчестве
мн. художников (А.А. Дейнека, М.Б. Греков, П.М. Шухмин, А.Т. Матвеев, В.А.
Серов, Кукрыниксы и др.). К истории России в 40 - 50-е гг. обращаются А.
П. Бубнов, Н.П. Ульянов, П.Д. Корин, С.В. Герасимов, А.А. Пластов и др.
Особое место в И. живописи 20 -60-х гг. занимали «Лениниана» и «Сталиниана»
(И.И. Бродский, М.Г. Манизер, A.M. Герасимов и др.). Первой попыткой отойти
от офиц. стереотипа в прочтении образа В.И. Ленина принадлежит Г. Коржеву.
Иск-во кон. 20 в. характеризуется новым уровнем осмысления ист. событий,
отношением конкретных моментов истории с вечными проблемами бытия, открытием
новых тем (Е.Е. Моисеенко, Т.Г. Назаренко, О. Булгакова и др.).
Исторический жанр.Наполеон из Кремля смотрит на пожар
Москвы. Худ. В. Верещагин
Лит.: Рус. историч. живопись до октября 1917 г.: Альбом / Сост.
и авт. вступ. ст. А. К. Лебедев. М., 1962; Ракова М. М. Рус. историч. живопись
сер. 19 в. М., 1979.