ИСПОВЕДЬ - внешняя (видимая, или обрядовая) сторона таинства
покаяния. Принимать И. кающегося человека (исповедовать) могут только епископы
и священники (женатые и монашествующие). Готовящийся к совершению над ним
таинства покаяния и приступающий к исповеди именуется в рус. богослужебной
практике «кающимся», «исповедающимся» или «исповедником» (отличать от чел.,
принадлежащего к одноименному разряду святых!), а совершающий таинство
- «духовником» или «отцом духовным». И. состоит из особых молитв покаянного
характера, обращения священника к верующему с рядом вопросов и призывом
к полной откровенности при исповедании им своих прегрешений и завершается
после беседы чтением разрешительной молитвы над стоящим на коленях исповедником,
голова к-рого покрывается при этом епитрахилью. После этого он целует лежащие
на аналое крест и Евангелие и получает напутств. благословение. Согласно
установившейся практике И. совершается, как правило, непосредственно перед
принятием Св. Тайн на Литургии (причащением), являясь как бы разовым к
ним «допуском», хотя, по церк. учению, таинства покаяния и евхаристии (причащения)
независимы друг от друга. В католич. храмах для совершения И. существуют
особые помещения (кабинки), в к-рыхсвященник и исповедающийся находятся
в двух разных отделениях, соединяющихся только решетчатым оконцем. В православных
храмах особых помещений для И. не существует, и она часто принимается на
виду у других близко стоящих и ждущих своей очереди людей. Предельной формализации
таинство покаяния достигает в т. н. «общей исповеди», лишающей священника
личного общения с верующими. Собравшиеся в одно место храма исповедники
выслушивают обобщенный перечень грехов (в к-рых они должны каяться молча)
и общую разрешительную молитву. Подходя затем по очереди к священнику,
они обычно лишь получают разрешающее благословение через возложение епитрахили
и целуют крест и Евангелие. Между тем соврем. текст «Последования о исповедании»
сохраняет древ. напоминание священнику: «Приводит духовный отец хотящаго
исповедатися единаго, а не два или многия (!), пред икону Господа нашего
Иисуса Христа...» (Евхологий, сиесть Молитвослов, или Требник. М., 1658,
с. 62). Вынужденная практика общей И., оправдываемая ранее нехваткой храмов
и большим кол-вом верующих, на индивид. беседу с к-рыми у священника не
хватало времени, бытует и в наст. время, являясь для мн. как бы узаконенным
поводом избежать действительной исповеди. Кроме того, И., часто продолжающаяся
в течение всей Литургии (вплоть до причащения верующих), не дает исповедникам
возможности осмысленно участвовать в Евхаристии, что, согласно древнецерк.
пониманию таинства, лишает их права и на ее завершающий акт (причащение).
Для рус. сознания был также характерен языч. обряд «исповеди земле», часто
дополнявший для христианина И. церк. В его осн. лежит чувство ответственности
и благоговения перед «святой матерью-землей», к-рую чел. должен попирать
ногами, и ужас древ. земледельца, к-рому приходится рвать ее грудь, заставляя
служить себе. Как проявление двоеверия И. земле проходит четким леймотивом
через всю историю нар. религиозности, находя воплощение и в классич. лит.
традиции (знаменитая сцена раскаяния Раскольникова на Сенной площади в
«Преступлении и наказании» Ф. Достоевского»).
Лит.: Суворов Н. К вопросу о тайной исповеди и о духовниках в
Восточной Церкви. 2-е изд. М., 1906; Смирнов С. Исповедь земле // Смирнов
С. Древнерус. духовник. СПб., 1913. С. 255-283.